Структуры Алексея Мордашова заработали миллиарды на санкциях и экономят на налогах
«Северсталь» выплатит налог на сверхприбыль. Сделать это планируется до 30 ноября, потому что это позволит получить существенный дисконт. Впрочем, сумма не раскрывается – компания не отчитывалась о своих финансовых результатах.
Закон о налоге на сверхприбыль был одобрен Советом Федерации в конце июля и подписан президентом в начале августа нынешнего года. Действие документа распространяется на компании, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и 2022 год превысила 1 млрд рублей. Оплатить необходимо будет 10 % от разницы между средней арифметической величиной прибыли за 2021-2022 годы и за 2018-2019 годы. Закон вступает в силу с 1 января, а деньги необходимо будет перечислить до 28 января. При этом сумму налога можно снизить в два раза – до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023 года.
Компания воспользовалась возможностью не раскрывать финансовую отчетность за 2022 год, что предусмотрено антисанкционной политикой в стране. Однако по итогам 2021 года организация отчиталась о чистой прибыли в размере 4,1 миллиарда долларов, при том, что годом ранее показатель был всего 482 миллиона, а в 2019 году – 2,1 миллиарда.
Уже из этих цифр видно, что разница между двумя двухлетними периодами, с которой предстоит заплатить налог, огромна, потому неудивительно, что компания заинтересована получить скидку.
Кроме того, компания обнародовала отчет за первое полугодие 2023 года, согласно которому чистая прибыль у нее составила 105,3 миллиарда рублей, снизившись за год на 11 %, то есть за тот же период прошлого года показатель составлял 117,7 миллиардов рублей.
Кроме того, за последнее полугодие компания добилась роста большинства производственных показателей, а особенно выросли продажи коммерческой стали – горячекатаный и сортовой прокат — 19%. И это при том, что в отчетности сами представители компании признают, что черная металлургия оказалась одной из самых пострадавших отраслей в условиях санкций и разрыва логистических цепочек.
Понятно, что сложности с европейскими поставками «Северсталь» компенсировала развитием работы с внутренними заказчиками. Знаковым здесь является ситуация с проектом 22220 по строительству атомных ледоходов. Компания смогла заработать не только на отгрузке металла Балтийскому заводу, который производит эти судна на основании договора, заключенного с ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») на общую суму 100 миллиардов рублей.
«Северсталь» стала единственным контрагентом, который смог взыскать через суд деньги за поставку сырья для этого проекта на сумму 127,6 миллионов рублей, хотя пытались это сделать многие.
Новости по теме: Кремль отреагировал на данные об осведомленности Суровикина о подготовке мятежа
Бенефициаром компании является Алексей Мордашов, он же занимает в ней пост председателя Совета директоров. Он занимает пятое место в рейтинге российских миллиардеров от Forbes, состояние его семьи оценивается в 20,9 миллиардов долларов.
Сверхдоходы отечественных олигархов давно интересовали правительство как источник пополнения бюджета. Еще в 2020 году поднимался вопрос о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых. Впрочем, тогда благодаря металлурги и химики смогли избежать неприятных для себя последствий, не в последнюю очередь – благодаря заступничеству вице-премьера правительства РФ Андрея Белоусова. Не последнюю роль тогда сыграл и тот же самый Мордашов – возглавляемая им ассоциация «Русская сталь» тогда предложила просто изменить параметры расчета НДПИ, благодаря чему повышение налога превращалось бы в формальность.
Тогда правительство заявляло о возможности собрать благодаря этим мерам в бюджет дополнительно 560 миллиардов рублей, однако лазейки стали появляться еще на этапе обсуждения новых правил.
В этот раз замах скромнее: налог на сверхприбыль должен принести в бюджет порядка 300 миллиардов рублей. Однако возможность сэкономить за счет досрочного погашения уже заложена, и воспользоваться ею планирует не только «Северсталь», но и, например, «Трансконтейнер» Сергея Шишкарева и Segezha Group Михаила Шамолина.
И это тоже о многом говорит. Ведь получается, что сверхприбыль получают те, кто занимается добычей ресурсов либо предоставлением услуг, и в условиях санкций их бизнес только пошел в гору. В таких условиях сложно ожидать, что кто-то всерьез станет заниматься развитием высокотехнологичных производств – это не просто намного сложно, но также еще и невыгодно, как показывают финансовые результаты.