Синтез совести: Харитонин проник в НИОПИК через Мельниченко?
Научно-исследовательский институт полупродуктов и красителей (НИОПИК) выставил на продажу двухэтажное офисное здание на Большой Садовой. Расположенное в центральной части Москвы, рядом с Музеем-театром "Булгаковский дом", знаменитой "Нехорошей квартирой" и неподалеку от Белого дома, строение - лакомый кусок практически для любой структуры.
По нашей информации, торгов как таковых может и не быть, или они могут носить неформальный характер. А сам лот - отойти структурам фармацевтического магната Виктора Харитонина, покровительство которому может оказывать вице-премьер Татьяна Голикова.
Речь идет не только о здании, но и о земельном участке в 1,2 гектара. Площадь строения - почти 10 тыс. кв. м. Недвижимость в этом районе стоит баснословных денег, поэтому неудивительно, что стартовая цена - 2,2 млрд рублей. Однако, в ходе торгов она может подняться незначительно - смотря кто на них заявится.
А заявиться могут структуры, связанные с фармгигантом "Фармстандарт" Виктора Харитонина. На такие мысли наводят несколько обстоятельств.
Новости по теме: Беспомощность министра внутренних дел Дагестана
НИОПИК принадлежит государству - в советское время это было оборонное предприятие, которое занималось исследованиями в области химии и технологий тонкого оргсинтеза. После развала СССР институт стал производить серийные препараты для фарминдустрии, в том числе, средства для лечения онкологии, антисептики, различные синтетические соединения, и так далее.
Фармакология - профиль "Фармстандарта". Почему НИОПИК вдруг понадобилось избавиться от столь дорого имущества? Возможно, как раз потому, что оно очень бы пригодилось Виктору Харитонину. Последнего связывают с "мадам Арбидол" Татьяной Голиковой. Пасынок Голиковой ранее трудился в структурах "Фармстандарта" Харитонина, а сама она могла лоббировать производимые холдингом препараты на уровне Правительства.
Подозрительно, что НИОПИК, который десятилетия функционировал в виде ФГУПа, в 2022 году внезапно был акционирован и переведен в разряд АО. Это значительно упрощает реализацию его имущества коммерческим структурам. Учитывая, что его специализация входит в контур вице-премьера Голиковой (она отвечает за соцполитику, к которой относится и закупка государством важнейших лекарств и препаратов для больниц), возможно, именно она приложила руку к превращению ФГУП в АО.
Свой человек в Институте
Еще в 2014 году тогдашний гендиректор НИОПИК Георгий Ворожцов рассказывал, что ФГУП многие хотят "скушать". Читай - получить его активы и разработки. Что еще интересней, тогда же он, наряду с МО, называл "Фармстандарт" потенциальным партнером структуры.
Зато теперь у НИОПИК гендиректор другой. С осени 2020 года эту должность занимает Антонина Мельниченко, бывшая заместитель генерального директора "Фармстандарт" по развитию и контролю ключевых бизнес-процессов. Видимо, ее и поставили в НИОПИК, чтобы она правильно проконтролировала бизнес-процесс передачи активов бывшего ФГУПа в руки ее же бывшего шефа.
Т.е. она пришла в НИОПИК еще когда он был государственным унитарным предприятием, и акционирование проходило при ней. Логично предположить, что продажей одного офисного здания в Москве реализация активов структуры не ограничится. Т.е. Харитонин может получить и сами разработки, и производство.
При этом Антонина Мельниченко имела опосредованное отношение к институту и раньше. До 2020 года она занимала пост гендиректора АО "Вектор-Биофарм", структуры, правопредшественником которой являлся все тот же "Фамрстандарт" Харитонина. И это АО имело госконтракт с НИОПИК на 28 млн рублей – оно предоставило институту кредит. Возможно, условием было как раз назначение Мельниченко гендиректором учреждения?
НИОПИК целиком - еще более вкусная добыча, чем отдельно стоящий офис на Большой Садовой. Напомним, что до преобразования в АО он успел получить госконтрактов на 272 млн рублей в качестве поставщика и распределить 3,2 млрд рублей в качестве заказчика.
Если НИОПИК отойдет Харитонину, куда могут пойти деньги от госзаказов? Возможно, что за рубеж. До 2021 года АО "Вектор-Биофарм" принадлежал офшору "ОГМЕНТ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД" - тому самому, на который до этого же года был записан "Фармстандарт". Лишь недавно эта международная компания сменила прописку на Калининград, куда стекаются офшоры всех бывших олигархов после кучи санкционных ограничений на Западе.
А ведь средства хозяин фармацевтического гиганта вкладывает не только в российские предприятия, но и в активы за рубежом. В том числе, в откровенно недружественных нам странах. В начале 2023 года стало известно, что он купил за 20 млн евро обанкротившийся аэропорт "Франкфурт-Хан" в ФРГ. Почему же он не купит какой-нибудь старый и нерабочий аэропорт в РФ, приведет его в нормальный вид, сделает вклад в развитие российской, а не западной транспортной инфраструктуры?
Можно вспомнить и компанию "Биокард", в которой Харитонину через кипрскую Biocad Holding принадлежало 20%. И "Биокард", как и "Фармстандарт", тоже "распухал" от госзаказов.
И они не просто распухали, а еще и могли заниматься созданием картелей на фармацевтическом рынке. Как будто им мало тех денег, которые они получают чуть ли не регулярно. В 2017 году в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России заявили о том, что фармкомпании "Фармстандарт" и "Биокад" препятствуют проведению проверок. Наглости им явно не занимать. Зачем это было нужно Харитонину - догадаться несложно, их подозревали именно в картельном сговоре.
Надо отметить, что в последнее время Виктор Харитонин вообще развернул большую кампанию по скупке всего, что плохо лежит. Например, вместе с "Кисмет Холдинг" он нацелился на приобретение активов уходящей из страны группы Henkel - а это сразу 11 заводов.
Харитонину все мало
При этом Харитонин может быть не очень разборчив в средствах ведения бизнеса. Ранее наше издание обращало внимание на обанкроченную компанию "Профитмед", к финансовым проблемам которой могли приложить руку структуры, близкие к фармацевтическому магнату. В прошлом компания входила в контур бизнеса самого магната, затем он из нее вышел, и началось то, что очень напоминает "дерибан" предприятия. При этом сам Харитонин, как можно догадаться, к субсидиарной ответственности по его долгам уже привлечен быть не может.
Что с ними будет дальше - тоже вопрос. Как и с НИОПИК в случае попадания к "Фармстандарту". Ранее в Сети ходили слухи, якобы институт и его производства могут быть небезопасны для живущих рядом с ними людей. Будто бы в областях рядом со структурами института появлялись собаки с окрашенной в разные цвета шкурой. Если там и сегодня не уделяют вопросам безопасности много внимания - с чего об этом будет беспокоиться Харитонин?
Не говоря об уже имевшихся скандалах, связанных с продукцией "Фармстандарта". Если взять тот же "Арбидол", который могла продвигать Голикова - его свойства до сих пор могут быть сомнительны, а клиническая эффективность недостаточна доказана. Ранее об этом писал The Moscow Post. Подозрительны и многие дженерики, производимые компаниями фармгиганта.
Однако с предполагаемой поддержкой, которую Харитонин может иметь в Правительстве, ему все ни по чем. Так что сотрудникам НИОПИК в самую пору готовится к крутым переменам.
Новости по теме: В Совфеде оценили западный прогноз о добыче Китаем ископаемых на Луне
Распечатать