Ни казне, ни людям: Костин и Пьянов предлагают оставить акционеров ВТБ без дивидендов
Здесь стоит напомнить, что основным акционером ВТБ (61,8%) является государство. При этом сам Андрей Костин не раз настаивал на необходимости продолжения приватизации, тем самым прямо давая понять, что государство является неэффективным собственником. Выходит, что и с деньгами государство, если следовать логике руководства ВТБ, тоже не умеет обращаться?
Конечно, в адрес акционеров Дмитрий Пьянов сделал все положенные «реверансы». Как заявил первый зампред ВТБ, вопрос распределения прибыли решать, дескать, должны акционеры, но всё же мы предлагаем оставить 420 млрд рублей (а именно столько составила прибыль ВТБ за текущий год) нам любимым. Мы, мол, об этих деньгах позаботимся лучшим образом…
Следующим же своим предложением Пьянов выдал государству железные гарантии: «Я могу пообещать, что на стратегическом обсуждении новой стратегии 2024-2026 мы – в моем лице точно – поднимем вопрос о необходимости вписать в стратегию первую выплату дивидендов. В каком году и в каком размере, я не готов сейчас детализировать».
Блестящая формулировка! В своё время бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев описал смысл любых обещаний словами Ходжи Насреддина: к моменту их исполнения умрет либо шах, либо обещавший, либо ишак. Улюкаев тогда имел в виду экономику страны – Пьянов, видимо, ВТБ.
Официальная мотивировка отказа от выплат акционерам звучит так: «необходимость наращивания капитала в рамках постепенного ужесточения регулирования». Формулировка настолько размытая, что можно предположить – какой-либо конкретной причины нет вовсе. Кстати, ключевое слово в формулировке Пьянов «постепенное». И это при том, что налоговая нагрузка на банковский сектор составляет 29%, тогда как в некоторых других отраслях эта цифра в 1,5-2,5 раза больше, но дивиденды там платят!
К «ужесточению» с натяжкой можно было бы отнести налог на сверхдоходы, который вводится в России с 1 января 2024 года. Им облагаются 50 крупнейших компаний (общая сумма изъятий составит 300 млрд рублей). Однако на банки здесь приходится «целых» 9%. Таким образом, пресловутое «ужесточение» обойдется банкам в 27 млрд руб – это лишь 0,8% от ожидаемой общей прибыли в 3,5 трлн руб!
Злые языки утверждают, что на самом деле причина отказа от выплаты дивидендов может быть простой. Как следует из последних опубликованных данных, Костин является владельцем 0,00183% акций ВТБ, а Пьянов – 0,00030%. Вот и считайте: государству 259,56 миллиардов, а нам 8,9 на двоих. Если так они рассуждали, то лучше прибыль оставить в банке в связи с «плавным ужесточением». Кстати, как здесь не вспомнить, что последние дивиденды банк платил в 2021 году (за 2020 г.).
Обычно в таких случаях звучит контраргумент в таких случаях: «Банк эффективен как первая приватизация, результаты чудесные, капитализация растет, акционеры в прибылях. Вывсёврёте!». Но давайте смотреть на цифры. За 16 лет с момента проведения в 2007 году так называемого «народного IPO» на сумму в 8 млрд долларов капитализация ВТБ снизилась почти в 10 раз (с $35,5 млрд до $3,6 млрд). С учетом всех ранее выплаченных дивидендов, по расчетам БКС, граждане и компании, купившие акции, потеряли около 70%. Первичная цена акций снизилась с 13,6 копеек за акцию до 2,6 копеек. Также БКС подсчитал, что дивидендная доходность акций ВТБ исторически не превышала 3% в год. И это если не вспоминать про инфляцию.
В общем как не крути, а менеджеры в ВТБ засели самые эффективные. По объёмам пользования государственными преференциями (списание и реструктуризация долгов, докапитализация и т.д.) менеджмент ВТБ на одном из первых мест в стране, а вот по уровню возврата средств, получается, чуть ли не на последнем.
Автор:
Распечатать