Поиск по сайту:

Абу-Даби: Кто составляет компанию миллиардеру Лисину в новом рае для богатых

Абу-Даби: Кто составляет компанию миллиардеру Лисину в новом рае для богатых
Абу-Даби: Кто составляет компанию миллиардеру Лисину в новом рае для богатых
На протяжении десятилетий многие из самых богатых людей мира предпочитали хранить свои активы в различных регионах — от Каймановых островов до Швейцарии и Британских Виргинских островов.

Но новый центр благосостояния становится бешено популярным среди миллиардеров — это усеянный небоскребами эмират Абу-Даби, пишет Bloomberg.

Самый богатый человек в криптовалюте Чанпенг «CZ» Чжао, индийская семья Адани, миллиардер управляющий хедж-фондом Рэй Далио и российский сталелитейный магнат Владимир Лисин — это лишь несколько имен среди десятков состоятельных людей, которые в этом году создали компании специального назначения (SPV) в международном финансовом центре Абу-Даби.

Согласно данным, собранным M/HQ, консалтинговой фирмой по вопросам благосостояния, на глобальном рынке Абу-Даби в настоящее время существует более 5000 SPV, сравните это число с 2016 годом, когда таковых было всего 46. Открытой информации, откуда отдельные миллиардеры вывезли свои активы, почему они это сделали и что содержит каждый из них, нет. Тем не менее, приток денег отражает глобальные изменения в том, как богатые люди мира защищают свои активы.

 utiqzeiqtkiqzhsld

Рэй Далио.

SPV, популяризированные королем мусорных облигаций Майклом Милкеном в конце 1980-х годов, представляют собой отдельные юридические лица, ставшие привлекательными для состоятельных людей, стремящихся минимизировать финансовые риски. По сути, это холдинговые компании, управляющие активами. Абу-Даби заявляет, что их SPV могут содержать такие активы, как недвижимость и капитал.

Финансовые потоки в ОАЭ знаменуют новую роль для их экономики стоимостью 509 миллиардов долларов. Таким образом, правящая семья Аль Нахайян пытается диверсифицироваться, отказавшись от нефти. Успехи Абу-Даби также происходят в то время, когда некоторые юрисдикции с низкими налогами, такие как Британские Виргинские острова и Каймановы острова, столкнулись с ужесточением контроля со стороны чиновников из других стран мира и значительно снизили количество новых корпоративных регистраций.

«ADGM (Abu Dhabi Global Market, свободная экономическая зона ОАЭ)— отличное место для создания SPV, и их число резко растет», — соглашается Бхаскар Дасгупта, корпоративный консультант, ранее работавший в свободной зоне Абу-Даби. «Мы видим, что все больше состоятельных людей переезжают сюда с Британских Виргинских островов, Каймановых островов, Маврикии и Сингапура».

Прибытие миллиардеров

Ближневосточный деловой центр привлекателен благодаря своим гарантиям защиты активов от иностранных юрисдикций и возможности извлечь выгоду из сети соглашений об избежании двойного налогообложения ОАЭ, по словам источников Bloomberg.

Соглашение может помочь богатым людям минимизировать налоги для компаний, входящих в SPV, в зависимости от того, имеют ли другие страны, в которых они ведут бизнес, соглашение с государством Персидского залива.

Консультанты по вопросам благосостояния и международные инвесторы, многие из которых говорили на условиях анонимности, также указывают на ряд преимуществ, которые предлагает эмират.

Абу-Даби и близлежащий Дубай стали процветающими городами. Крупные  инвесторы имеют право на долгосрочное проживание и даже в некоторых случаях на паспорта ОАЭ. Кроме того, есть суверенные фонды благосостояния Абу-Даби, которые контролируют активы на сумму более 1 триллиона долларов, и влиятельные частные инвестиционные компании.

По словам людей, знакомых с этим вопросом, для некоторых инвесторов SPV -  потенциальная возможность укрепить отношения на высоком уровне с богатыми членами королевской семьи Абу-Даби.

Далио произвел фурор в начале этого года, когда он создал свою компанию в ADGM, что совпало с планами по открытию филиала его семейного офиса в эмирате.

Египетский миллиардер Нассеф Савирис сообщил Bloomberg News на прошлой неделе, что он также переводит свой семейный офис в ADGM. По словам человека, непосредственно знакомого с этим вопросом, компания также будет зарегистрирована как SPV, а часть сотрудников перейдет из Лондона и Люксембурга.

В то же время ОАЭ в последние годы иногда становились убежищем для тех, у кого есть проблемы с регулированием за рубежом.

Чанпэн «CZ» Чжао.

Чжао, бывший генеральный директор биржи цифровых активов Binance, купил свой первый дом в Дубае в 2021 году, сославшись на его политику в отношении криптовалют. В ноябре Binance и Чжао признали себя виновными в нарушении санкций США по борьбе с отмыванием денег в соответствии с соглашением с США.

Отчеты ADGM показывают, что в этом году миллиардер создал в Абу-Даби несколько SPV, в том числе Binary Finance Group Holdings, Alphanest Holdings и CZ Labs Holdings. Согласно протоколам суда США, у него есть гражданство ОАЭ и Канады.

«Мы считаем, что ADGM — отличное место для размещения компаний», — заявил представитель Чжао перед вынесением решения США. «Также обратите внимание: у нас есть компании и в других крупных юрисдикциях».

Международная свободная финансовая зона, открытая в 2015 году, также стала привлекательной в последние годы, поскольку ОАЭ воздерживались от введения санкций в отношении таких стран, как Россия, в то время как США, Великобритания и ЕС ужесточили свои собственные ограничения. Тем временем Швейцария, Великобритания и некоторые страны Карибского бассейна ужесточают меры против людей, связанных со странами, находящимися под санкциями.

Фактически структуры Абу-Даби все чаще завоевывают поддержку самих членов королевской семьи. По данным компании Royal Group, которую контролирует советник по национальной безопасности шейх Тахнун бен Заид Аль Нахайян, брат президента ОАЭ и один из самых влиятельных в мире лиц, занимающихся сделками, во второй половине этого года создали ряд специальных компаний ADGM.

Шейх Тахнун бен Заид Аль Нахайян (слева).

Одним из ярких новичков в ADGM является Владимир Лисин.

Четвертый по богатству россиянин в индексе миллиардеров Bloomberg создал SPV Serenity II Holdings и Nebula II Holdings в мае 2023 года. Лисина привлекла фондовая биржа Абу-Даби, ее связи с глобальными инвесторами, такими как Далио, а также экономическая и правовая стабильность, говорят люди, знакомые с ситуацией. Представитель миллиардера, на которого не наложены санкции США, Великобритании и ЕС, отказался от комментариев.

Янн Мразек, управляющий партнер M/HQ в Дубае, считает, что война в Израиле и секторе Газа может вызвать еще больший спрос на ADGM. Адвокат, получивший образование в Швейцарии, рассказал, что недавно получил запрос от палестинского предпринимателя, желающего использовать эту структуру для защиты своих активов.

Карибские репрессии

Отток денег из таких офшоров, как Британские Виргинские острова, начался примерно в 2017 году, когда по острову пронесся ураган «Ирма». По словам Джоселин Вирнес, главы администрации Sovereign Corporate Services в Дубае, еще одной фирмы, участвовавшей в создании ADGM, это привело к тому, что некоторые ключевые функции прибыльного бизнеса корпоративного реестра были перенесены в головные офисы фидуциарных фирм в Европе и Азии.

Совсем недавно, в феврале, министры финансов ЕС внесли Британские Виргинские острова в черный список как налоговую гавань, наложив на остров административные штрафы и ограничив территорию некоторых европейских источников финансирования. (Впоследствии этот шаг был отменен в октябре после внесения изменений в законодательство местным правительством.)

Отдельная попытка Каймановых островов выйти из серого списка Парижской группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (увенчавшаяся успехом в октябре этого года) побудила  территорию ужесточить требования к отчетности для новых резидентов.

По данным Комиссии по финансовым услугам, Британские Виргинские острова (БВО), в настоящее время БВО переживают худший год по количеству регистраций за последние десять лет. Между тем, по данным Генерального реестра Каймановых островов, в 2023 году на островах будет зарегистрировано чуть более 10 000 компаний, что станет наименьшим количеством с 2013 года.

По данным M/HQ, на глобальном рынке Абу-Даби создано более 5000 SPV.

ОАЭ столкнулись с пристальным вниманием со стороны FATF, особенно с момента их включения в серый список в марте 2022 года, но вопрос SPV не был центральным в разговорах.

«Стратегическое расположение ADGM, политическая стабильность и близость к столице являются ключевыми факторами привлекательности для состоятельных людей, предлагая безопасную альтернативу традиционным, но в настоящее время менее предсказуемым БВО и Кайманов», — считает Сэм Блаттейс, генеральный директор The MENA Catalysts.

Привлекательная юрисдикция

Представитель ADGM заявил, что свободная зона привлекательна по ряду причин, включая использование английского общего права, надежную защиту инвесторов и низкое налогообложение. По словам представителя, ее SPV имеют множество преимуществ, таких как отсутствие требований к минимальному размеру уставного капитала, отсутствие ограничений на гражданство акционеров и простота передачи акций.

Компании, которые помогают создавать SPV, говорят, что частью привлекательности ADGM является конфиденциальность, предоставляемая богатым людям. По их словам, хотя в корпоративном реестре указаны директора и акционеры, здесь меньше бюрократических процедур, связанных с аудитом и раскрытием информации о конечных бенефициарах.

Одобрение Абу-Даби также ценно для посредников, желающих привлечь инвестиции за рубежом, а также из фондов благосостояния эмирата.

Индийский миллиардер Гаутам Адани в последние годы часто привлекал средства от International Holding Co. шейха Тахнуна.

По словам людей, знакомых с вопросом, а также с документами, у семьи миллиардера есть SPV, созданная в ADGM под названием Ardor Investment Holding.

В реестре свободной зоны указано, что Ardor была создана в августе 2023 года. Ее акционером является RVG Exim DMCC — фирма, которая, как показывают корпоративные записи Дубая, была основана братом магната Винодом Адани и управляется Субиром Миттрой.

Согласно документам компании, Ardor недавно увеличила свою долю в принадлежащей миллиардеру компании Adani Power Ltd. Представители Adani Group не ответили на запрос о комментариях.

Гаутам Адани.

Еще одним магнатом, недавно обосновавшимся в Абу-Даби, является Муртаза Лакхани, пакистанский торговый магнат, который, как сообщает Bloomberg, занимает центральное место в мировом нефтяном бизнесе России. Его адвокаты отрицают, что их клиент в настоящее время играет какую-либо роль в российской нефти.

В июне Лакхани зарегистрировал SPV под названием Kings Road Investments Holding Ltd, где он указан в качестве единственного акционера, как показывают записи ADGM. Лакхани не ответил на просьбы о комментариях.

Между тем, как показывают отчеты ADGM, несколько руководителей, связанных со швейцарским производителем роскошных часов Audemars Piguet, еще в декабре 2021 года создали собственную SPV.

По словам Арманда Артона, основателя компании, сопровождающей получение гражданства Arton Capital, отчасти успех Абу-Даби в привлечении большего количества SPV объясняется тем, как ОАЭ за последние пару лет использовали свои программы золотых виз и паспортов. Эти реформы побудили богатых сделать это государство Персидского залива своим постоянным домом.

«Мы видим тенденцию к переезду в страну большего количества миллиардеров», — сказал Артон. «Как только они почувствуют себя желанными гостями и в безопасности, они постараются переместить свой бизнес и активы, причем ADGM является одним из предпочтительных мест».

business-vector.info

Тимур Гоголадзе
Регион: ОАЭ

Распечатать


Все новости