Олигарх Андрей Биржин "отчаливает": что стоит за распродажей активов Glorax Group
Glorax Group ("Глорэкс групп") Андрея Биржина начала распродавать свои земельные активы в Санкт-Петербурге. Застройщик продал участок на Курской улице, а сейчас ведет поиск покупателей на свои активы в Петергофе и Васильевском острове.
Происходит это на фоне колоссальных финансовых проблем - группа утопает в долгах. Вместе с тем, от проектов с Биржиным, похоже, готовы отказаться и власти Северной столицы - суды и другие скандалы предпринимателя создают кучу проблем местным чиновникам.
Биржин "посыпался"?
"Глоракс групп" испытывает серьезные финансовые проблемы. По итогам 2022 года холдинг получил чистый убыток в 420 млн рублей, стоимость активов - минус 337 млн рублей. В открытых источниках отмечают риски по финансовой устойчивости и платежеспособности актива. Это значит, что в перспективе возможно банкротство группы.
Новости по теме: Элитные ЖК, земля и "Музей шоколада" - чем владеет вдова Пригожина
Кроме того, уже в 2025 году наступает срок погашения двух выпусков облигаций общим объемом 2,5 млрд рублей. Казалось бы, сумма не такая большая, но денег у девелопера может просто не быть.
На этом фоне давно ходят слухи, якобы господин Биржин и вовсе хочет выйти из этого бизнеса. Несколько лет назад он пытался продать холдинг в пользу девелоперов из Seven Suns Development за 10 млрд рублей. Сделка сорвалась, после чего хозяин "Глорэкса" посчитал необходимым обратиться в суд, чтобы взыскать 150 млн рублей с несостоявшегося покупателя.
Почему в Seven Suns решили переиграть предварительные договоренности, не ясно. Но после иска желающих вести дела с Биржиным должно было поубавиться.
В 2023 году аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг "Глоракса" и его облигаций на уровне BBB-(RU) - прямо скажем, не очень "почетный". Структура характеризуется высокими показателями обслуживания долга и ликвидности. Распродажа земельных активов в Петербурге должна пополнить казну девелопера, но хватит ли этого, чтобы оставаться на плаву?
Вместе с тем, прогноз по рейтингу позитивный - он связан с планами по диверсификации бизнеса Биржина. В частности, компания выходит на рынок Татарстана, значит ресурсы у "Глорэкса" есть. Почему же он отказывается от петербургских проектов?
Поссорился с Бегловым?
Возможно, ело в том, что со стройками Биржина связано огромное количество судов и скандалов, неоднократно вызывавших гнев как клиентов "Глоракса", так и градозащитников. На этом фоне компании Биржина могли стать токсичными для Смольного.
Напомним, в 2022 году на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) власти Северной столицы подписали с Биржиным соглашение о реставрации Апраксина двора. В проект планировалось вложить минимум 50 млрд рублей, а завершить работы предполагалось к 2029 году.
Новости по теме: Сядет ли мойщик денег идеолога русского мира Малофеева Максим Криппа?
Но уже осенью власти решили сдать в аренду принадлежащие городу здания и помещения рынка по частям. "Глоракс" будущее проекта не комментировал. А сейчас стало известно, что решение девелопера отказаться от земельных активов в Петербурге вызвано сложностями их согласования со Смольным.
Неужто не "договорились" по деньгам, кто кому и сколько должен "занести"? Тем более, сам Биржин может быть близок к властям города и другим крупным олигархам. Напомним, с января 2023 года гендиректором "Глоракса" стал Дмитрий Кашинский, который ранее трудился главой ООО "СПб Реновация" и руководителем "Самолет Северо-Запад".
"Реновация" тоже входит в "Самолет", и принадлежит скандальному олигарху Году Нисанову, которого называют "другом" губернатора Петербурга Александра Беглова. Предполагалось, что именно "Глоракс" станет бенефициаром программы КРТ по расселению петербургских хрущевок. Но пока что этим и не пахнет - похоже, Беглов решил делать ставку на других девелоперов.
Игра в "молчанку"
Проблема может быть в другом: проекты Биржина регулярно добавляют головной боли властям из-за противодействия градозащитников.
Напомним, в ноябре 2021 года за два дня был снесен четырехэтажный дореволюционный флигель на Курской улице, где в настоящее время возводится жилой комплекс "Глоракса".
Флигель являлся частью архитектурного ансамбля и формировал уличный "фронт", в связи с чем его снос без воссоздания могли запретить. Однако земельный участок разделили таким образом, что флигель стал "дворовым". Интересно, что Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) выдал разрешение на демонтаж здания без воссоздания.
Т.е. Биржин мог банально "договориться" с КГИОПом. Разумеется, это вызвало неудовольствие градозащитников.
Точно также был уничтожен и один из дворовых флигелей дома на Тележной улице. Тогда градозащитники утверждали, что причиной обрушения стало то, что застройщик не укрепил здание во время строительства на соседнем участке. Сегодня на том месте очередной "красивый" ЖК, построенный "Глоракс".
Как утверждают в Сети, якобы "Глоракс" последовательно уничтожает историческое наследие города, а снос флигеля на Курской мог стать результатом сговора девелоперов и чиновников.
Также в Сети утверждают, якобы Биржин вопреки определению суда нагло снес комплекс дореволюционных исторических зданий на ул. Шкапина, за что получил отборную критику горожан и "пару непечатных разговоров" с городскими властями. Видимо, тот "звоночек" Биржина не образумил.
Разумеется, недоброжелатели давно распространяют слухи, будто в отношении Андрея Биржина могут возбудить уголовное дело, и даже что он уже покинул страну.
Как же на это реагирует господин Биржин? Разумеется, яростно судится с теми, кто смог усомниться в его честности и деловых качествах. И делает это более, чем успешно. В 2020 году он выиграл дело о защите чести и достоинства, "зарубив" через суд несколько десятков публикаций. Ныне ссылки на них изъяты даже из судебных документов.
Но вот бывает ли дым без огня, учитывая, сколько негатива циркулирует о Биржине по просторам Интернета? Сильно сомневаемся. Как, наверное, сомневается в себе и своем бизнесе Андрей Биржин - в противном случае, с журналистами обычно не судятся, в громадные долги не залезают и активы резко не распродают.
в противном случае, с журналистами обычно не судятся, в громадные долги не залезают и активы резко не распродают.