Чего ждать от Олжаса Бектенова на посту премьер-министра?
В политических кругах Астаны теперь уже бывший руководитель Администрации президента известен своей бескомпромиссностью — считает политический обозреватель Анатолий Иванов-Вайскопф.
В течение последних дней экспертное сообщество Казахстана выдвигало множество версий о том, кто может стать премьер-министром страны в случае возможной отставки правительства Алихана Смаилова. Одни высказывали предположения, что Кабинет министров Смаилова если и уйдёт в отставку, то не раньше апреля-мая. Другие считали, что это произойдёт 7 февраля — сразу после завершения расширенного заседания правительства с участием президента Токаева, где будут подведены итоги социально-экономического развития страны. Но никто не угадал, поскольку Алихан Смаилов сыграл на опережение и, не дожидаясь назначенного на среду «разбора полётов», 5 февраля сложил с себя полномочия, а вместе с ними и всего своего кабинета.
Не получилось у экспертов предсказать и имя преемника Алихана Смаилова. Чаще всего в качестве нового премьер-министра назывались кандидатуры нынешнего акима Алматы Ерболата Досаева, экс-министра энергетики Каната Бозумбаева и заместителя премьера Серика Жумангарина. Фигурировали также в списках кандидатов спикер Мажилиса Ерлан Кошанов, министр иностранных дел Мурат Нуртлеу, аким Астаны Женис Касымбек и первый руководитель Мангыстауской области Нурлан Ногаев.
Что интересно, назначенного Токаевым и. о. премьер-министра, этнического украинца Романа Скляра, даже несмотря на его знание казахского языка, в качестве главы правительства никто не видел. И уж точно никто не предполагал, что AMANAT 6 февраля на заседании своей фракции, начавшейся в 11 часов дня, на правах доминирующей в парламенте партии предложит Касым-Жомарту Токаеву кандидатуру руководителя его администрации, 43-летнего Олжаса Бектенова.
Впрочем, очевидно, что идея сделать Бектенова премьер-министром исходит от самого президента. Считается, что генерал-лейтенант антикоррупционной службы Олжас Бектенов непосредственно входит во всё ещё формируемую команду лояльных действующему президенту государственных служащих.
При этом в коридорах власти его характеризуют как хорошего организатора, жёсткого и принципиального руководителя, что стало особенно заметно в период его работы председателем Агентства по противодействию коррупции. Можно предположить, что президентская идея по выдвижению кандидатуры Бектенова была донесена до руководства AMANAT по итогам встречи Токаева с председателем Высшей аудиторской палаты Натальей Годуновой, а также появления информации о задержании и возбуждении уголовного дела в отношении вице-министра экологии и природных ресурсов Мансура Ошарбаева.
На то, что кандидатура Олжаса Бектенова, скорее всего, была предложена партии AMANAT чуть ли в самый последний момент, указывают сообщения наших правительственных источников в Астане. По их словам, большинство называемых экспертами иногородних претендентов на премьерский пост сразу после обеда 5 февраля были замечены в коридорах здания правительства Казахстана. Хотя обычно на проводимые в Астане расширенные заседания Кабинета министров или парламента приезжают максимум за сутки до их начала.
Чего можно ожидать от Олжаса Бектенова на посту премьер-министра?
Очевидно, что на первый план выйдет масштабная борьба с захлестнувшими страну коррупцией и непотизмом. Иначе говоря, наследием так называемого «Старого Казахстана». Новый импульс может получить и поиск выведенных бывшими высокопоставленными чиновниками активов за рубеж. Вероятно, уже в ближайшее время новые полномочия получат силовые и фискальные органы. Очень может быть, что страну ждёт и оптимизация состава правительства — в сторону его сокращения. К примеру, у премьер-министра вместо шести заместителей останется только двое; будет уменьшено и число министерств.
Уже видны и сложности, с которыми может столкнуться Олжас Бектенов. Связаны они с взаимоотношениями на межгосударственном уровне, как в рамках ЕАЭС и ШОС, так и при двухсторонних встречах, где обязательно участие премьер-министра. При определённых обстоятельствах опыта имеющему юридическое образование 43-летнему Бектенову (моложе его на посту премьера были только 40-летний Сергей Терещенко и 42-летний Акежан Кажегельдин) может и не хватить. Ведь переговоры, например, на межправительственных заседаниях стран-членов Евразийского экономического союза нередко носят очень и очень жёсткий характер, там требуется знание и экономики, и геополитической ситуации. Не менее сложны по своей сути и заседания правительств стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества.