Bentley раздора: как люксовые автомобили стали причиной уголовного дела
Напомним, воронежские предприниматели Шишкановы Александр-младший и Александр-старший провели почти год в СИЗО по обвинению в имущественных преступлениях. Основанием же для заключения под стражу стали заявления людей, которым Шишкановы одалживали крупные суммы либо брали их деньги под проценты.
Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше
Так, два эпизода связаны с люксовыми автомобилями BMW 7 и Bentley. Из открытых источников известно, что потерпевшим в деле с Александром Шишкановым – младшим выступает Мирослав Проценко. Ранее мы писали, что спорную машину BMW 7, которая является вещдоком, следователь СЧ по РОПД СУ УМВД России по Воронежу капитан юстиции Ольга Чеботарева почему-то отдала потерпевшему. Вскрылись подробности этой истории.
Как рассказал Александр, они с Мирославом знают друг друга больше 10 лет. В 2015 году, когда Шишканов перешел в финансовый бизнес отца, Мирослав предложил другу взять его деньги под проценты – 1,2 млн рублей. С тех пор Шишканов стабильно выплачивал Проценко по 100 тыс. рублей в месяц, что подтверждается соответствующими банковскими чеками.
Удачные инвестиции уже через три года помогли Мирославу Проценко купить автомобиль Jaguar F-type, а еще через два года начать искать машину поновее и подороже. Возможно, Porsche, как у Шишканова, а лучше Bentley.
Тот самый Bentley с документами на Шишканова
Машину Bentley за 4,5 млн рублей, которая теперь стала предметом уголовного разбирательства, Александр Шишканов присмотрел для себя в сентябре 2020 года в Москве. Сделка предстояла сложная. Дело в том, что всей суммы у Шишканова не было, потому он долго вел переговоры с продавцом о возможных вариантах продажи или обмена. Вся переписка в мессенджере, она также стала теперь свидетельством в пользу Шишканова.
В конечном итоге договорились на обмен с доплатой. В качестве обмена выступал Jaguar Мирослава Проценко. Его Шишканов ради покупки новой машины выменял у друга на свой Porsche.
Всех участников такой расклад вроде бы устраивал: Проценко менял надоевший Jaguar, который, по его мнению, требовал больших вложений в ремонт, и получал Porsche Шишканова без доплат и хлопот. Шишканов получал желанный Bentley, а московский продавец – 2,5 млн рублей и Jaguar. На том и порешили. Потому за машиной в столицу Шишканов и Проценко поехали вместе.
Продавец Bentley подготовил необходимые для сделки документы: договор купли-продажи и акт приема-передачи на имя Александра Шишканова, также последний был вписан в ПТС. Зимнюю резину на машину он отправил на адрес Шишканова в Воронеж транспортной компанией, а сам автомобиль передал лично Александру. Все были довольны, казалось, сделка прошла гладко. Друзья вернулись в Воронеж на желанном Bentley. Мирослав иногда просил у друга машину в пользование, о чем сохранилась переписка в телефоне Шишканова. Однажды это закончилось ДТП. Документы, подтверждающие факт ДТП, имеются в уголовном деле. Они же стали основанием для выплаты компенсации от страховой компании хозяину автомобиля – Александру Шишканову, средства он получил в апреле 2021 года.
Кредит на Шишканова, машина на Проценко?
Летом 2021 года Шишканов продает Bentley и едет в Санкт-Петербург за BMW 7. Этот автомобиль, купленный в автокредит через «Тойота-Банк» за 6,2 млн рублей, становится вторым предметом уголовного разбирательства между Шишкановым и Проценко. История повторяется: Мирослав снова просит попользоваться автомобилем, но на этот раз Шишканов непреклонен.
«В ноябре 2021 года Мирослав вдруг припомнил мне свои 1,2 млн рублей, за которые уже шесть лет стабильно получал проценты. Мол, деньги крутятся, а залога по-прежнему нет. В качестве залога предложил отдать ему ПТС и заполнить три пустых бланка договора купли-продажи на BMW 7, сказал, ему так спокойнее. Я подписал. А весной 2022 года машины резко подорожали, мой BMW 7 стал стоить больше 10 млн рублей, и Проценко повел себя совершенно иначе: потребовал вернуть деньги. Только не 1,2 млн, а 4 млн рублей – с процентами. Тогда я понял, зачем ему нужны были документы на мою машину», – рассказывает Александр Шишканов.
Через несколько дней Шишканову позвонили из Рамонского отдела полиции и попросили пригнать BMW 7. Объяснили, что на него написано заявление о мошенничестве, к которому приложены ПТС на автомобиль и договор купли-продажи от 20 августа 2021 года. По предъявленному Проценко договору выходило, что якобы его мать у них дома передала Шишканову 7,5 млн рублей за данную машину, Александр забрал деньги, а автомобиль не отдал. На этом основании заявительница просила возбудить уголовное дело о мошенничестве. У следователей ушло три месяца, чтобы разобраться и выяснить: в день якобы подписания договора Шишканов ставил машину на учет в ГИБДД и, естественно, получил документы на свое имя. Имеются также данные о месте его нахождения по геолокации автомобиля, которые подтверждают: в доме Проценко в тот день Шишканова не было. Шишканов утверждает, что даже ПТС на машину и бланки договоров передавал не лично Мирославу, а отправил их доставкой через такси, что также может подтвердить таксист, если его, конечно, об этом спросят.
Всё время, пока шло разбирательство, машина стояла в Рамонском отделе полиции. Летом 2022 года в возбуждении уголовного дела Проценко отказали, перед Шишкановым официально извинились и вернули машину. Однако тогда же история получила неожиданное продолжение в виде нового заявления о мошенничестве.
О мошенничестве потерпевший вспомнил через два года
Как рассказывает Александр Шишканов, его вызвали в Железнодорожный отдел полиции города Воронежа и показали заявление от Мирослава Проценко, в котором он обвинял Шишканова в мошенничестве двухлетней давности с автомобилем Bentley. Там же в полиции в качестве доказательства был договор купли-продажи на Bentley с подписью продавца, но оформленный на Проценко. По версии Мирослава выходило, что это он купил машину и давал Александру покататься, а тот якобы продал машину. Поскольку ПТС на автомобиль оформлен на Шишканова, он же получал компенсацию за ДТП, то в конечном итоге и эта версия у следователей не сработала – в возбуждении уголовного дела снова отказали.
В деле много нестыковок и противоречий, не сходятся даты и события, да и простая логика ломается. Почему потерпевший ждал два года, чтобы заявить о мошенничестве? Если бы Шишканов действительно обманул Проценко с Bentley еще в 2020 году, стал бы Мирослав продолжать с ним дружеские отношения? Доверил бы через год еще одну более дорогую машину BMW 7? А если, как он утверждает, Шишканов «кинул» его и второй раз с BMW 7, то почему заявление в полицию поступило спустя аж восемь месяцев после случившегося?
СМИ задали эти вопросы самому Мирославу Проценко, но он их никак не прокомментировал. Оставляем за ним право на комментарий.
Однако факты, свидетельствующие в пользу обвиняемого, будто не замечает следователь Чеботарева и вносит в свои постановления данные о его виновности. Это стало основанием для проведения антикоррупционной экспертизы. Судебный эксперт Евгений Бирюков усмотрел в некоторых действиях следователя признаки служебного подлога.