«Поющее дерево» и «подвиг» Орноева, или Почему Кобзеву верить нельзя

«Поющее дерево» и «подвиг» Орноева, или Почему Кобзеву верить нельзя
«Поющее дерево» и «подвиг» Орноева, или Почему Кобзеву верить нельзя
Со вчерашнего дня самой обсуждаемой темой в интернет-пространстве Иркутской области стало известие о возбуждении Следственным комитетом уголовного дела по факту хищения из бюджета 1,5 миллиона рублей, фигурантом которого стал мэр Свирска Владимир Орноев.

Свирского градоначальника по старой доброй традиции подозревают в превышении должностных полномочий. По версии правоохранителей, мэр Свирска и начальник муниципального учреждения превысили должностные полномочия, выразившиеся в заключении муниципального контракта с подрядчиком и подписании в рамках него документов о выполнении работ по приобретению и установке арт-объекта, который фактически был приобретен и оплачен в полном объеме до заключения контракта благотворительным фондом. Некоторые склонны проводить параллели с делом главы Слюдянки Владимира Сендзяка.

Но при внимательном рассмотрении вся схожесть заканчивается на статье, по которой были возбуждены дела и на том, что оба «хотели как лучше». Если в случае с Сендзяком ему ставят в вину «желание понравиться избирателям», то в случае с Орноевым впору предъявить мотив «желание понравиться начальству». Причем при полном одобрении этого самого начальства. Однако обо всем по порядку.

Если следовать сухому языку официальных сводок, то уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий» было возбуждено после комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проведенного вместе с сотрудниками полиции. Накануне следователями Следственного комитета по местам жительства и работы фигурантов уголовного дела проведены обыски. Изъяты телефоны, компьютерная техника, денежные средства, иные ценности, а также документы, имеющие значение для уголовного дела. То есть, засняли на камеру очередную показуху, призванную демонстрировать решительную борьбу с организованной преступностью в стиле полюбившегося в свое время и ставшего для работников правоохранительных органов эталонным фильма «Улицы разбитых фонарей». Иначе как можно объяснить распространенные в сети видео? Как будто кто-то из фигурантов дела был готов убежать или оказать ожесточенное сопротивление, что потребовались вот эти «маски-шоу» с картинным заходом в дома на камеру. Ну да ладно, это уже явление вполне себе обыденное. Теперь к сути вопроса.

Загадочный арт-объект, который фигурирует в официальных сводках – это «Поющее дерево», которое установлено в парке «Свирская Ривьера». Данную инсталляцию установили еще ко дню города в 2020 году, оплата была произведена со счета благотворительного фонда. Но через некоторое время "Поющее дерево" начало вновь фигурировать в сметах, на этот раз за государственный счет. То есть, по всей видимости, пытались возместить потраченные средства тому, кто в качестве «благотворительности» и приобрел этот арт-объект. Примечательно, что это «дерево» было изготовлено осужденными, отбывающими наказание в исправительной колонии № 19 в Маркова. Символизм в чистом виде, который почему-то никого не насторожил. 

 exiekiqtrixdglv

Наивно было бы предположить, что опытный мэр Орноев, который чувствовал себя как рыба в воде при всех губернаторах, а также имел значительно более существенные преференции, вдруг так глупо попался в деле, где фигурирует каких-то жалких 1,5 миллиона, позарился на мелочь. По меркам кругов уровня Владимира Степановича – сущие копейки. Дело, очевидно, в другом. Это косвенно подтверждает сам Орноев, раздавая комментарии журналистам.

Достопримечательность Свирска – сквер «Свирская Ривьера» начали возводить по нацпроекту «Жилье и городская среда» в 2020 году, выделив на первый этап работ более 111 миллионов рублей. В 2021 году проект «Свирской Ривьеры» признали победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды и в 2022 году приступили ко второму этапу благоустройства, направив на эти цели более 65 миллионов рублей. Теперь самое время вспомнить политические процессы, которые происходили в области в то время. В самом конце 2019 года покинул свой пост губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Совершенно «добровольно», разумеется. И в область прибыл лихой и горячий генерал-полковник Кобзев в должности врио губернатора и в амплуа всеобщего спасителя и главного «решалы» всех проблем. До этого Владимир Орноев очень даже неплохо жил с коммунистами, практически душа в душу. Достаточно вспомнить поход его сына Романа на выборы мэра Шелеховского района от КПРФ. Да и трудоустроен на тот момент отпрыск был на непыльную работу в аппарате правительства и губернатора Иркутской области в должности помощника руководителя. В 2020 году Орноев-старший присягнул новому начальству в лице Кобзева и на следующие выборы мэра Свирска уже пошел в стройных рядах Единой России. Его портрет и сейчас украшает раздел «Лица партии» на сайте областной организации ЕР. А присягнув на верность новому созюрену, нужно было начинать пиарить начальника, петь дифирамбы его управленческому гению и изо всех сил работать на его рейтинг. В том числе и нарушая закон.

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях Свирск выиграл в марте 2020 года. В конце апреля была подана заявка на проектирование, в мае проект был готов, в середине июня был подписан контракт, а к 1 сентября объект нужно было сдать. «Вы представляете, что с нами творили? За два месяца сделать ту работу, которая делается годами! И в этой суете мы, тем не менее, не подвели» - патетически восклицает Орноев в комментариях журналистам. А кто творил, кто отдавал приказы? На «виновника торжества» градоначальник косвенно указывает.

В 2020 году в конкурсе победили Свирск и Тулун. В Тулуне тогда работала вся Россия, ликвидируя последствия наводнения. Ожидался приезд Владимира Путина, который воочию должен был оценить старания на тот момент врио губернатора, а в сентябре должны были пройти выборы главы региона, на которых Игорь Кобзев триумфально должен был избавиться от приставки врио, став полноценным губернатором региона, где он для всех являлся чужаком.

Поэтому аппарат губернатора и правительства региона дал команду всем, в том числе и Орноеву, сделать все, «чтобы не подставить правительство и закончить работы к 1 сентября».

Мол, делайте, ищите пути и варианты, если что – прикроем, отмажем. Главное – не посрамить будущего губернатора перед визитом главы государства. Орноев взял под козырек и сделал так, как сумел.

Работы необходимо было выполнять с нереальными темпами, поэтому изготовление скандального объекта, а также подготовка необходимых документов начались параллельно. По словам градоначальника, к работам приступили раньше, чем были подписаны документы, поэтому производили их за счет благотворительности.

Чрезмерное рвение и желание угодить тогда завершилось тем, что сегодня у работников администрации при обыске «вытрясли все кабинеты», а Владимир Орноев публично жалуется на действия силовиков.

«Я категорически не согласен с тем, что происходит. У меня сейчас сидят директора управкомпаний нашего города, и я им рассказываю о правовом беспределе службы БЭП Иркутской области. Если следствие вело себя более-менее корректно, то они – нет. Напоминает 90-е годы, в которые я жил и работал, как раз тот же самый порок. Мы абсолютно уверены в том, что мы правы. Мы сделали то, что были обязаны сделать, даже чуть-чуть больше. И вот за это чуть-чуть мы сегодня вынуждены нести какую-то форму ответственности. Видимо, надо всем жить в дерьме: без света, без лампочек, без фестивалей и праздников. Вот это будет хорошо надзорным органам, которые после себя ничего не оставляют кроме выжженной пустыни» — восклицает градоначальник.

Только, как известно, словами делу не поможешь. И пламенной критикой правоохранителей тоже. Особенно, когда нет смелости назвать тех, из-за кого ты попал впросак.

«Мы подвиг сделали, за который сегодня страдаем» — говорит мэр Свирска. А думал, наверное, что орден дадут. Но не учел, в нынешней системе управления, выстроенной при Кобзеве, такие подходы не работают. Все должны служить верой и правдой губернатору и Единой России, но в случае чего – каждый сам за себя, а губернатор и областное правительство знать ничего не знают и ведать не ведают. А кто думал иначе – его проблемы. Мало ли кто и что себе нафантазировал по поводу покровительства и поддержки высоких областных чиновников. Таким мифическим покровительством партии и правительства, наверное, себя тешили и бывшие министры здравоохранения, из которых теперь один под следствием и арестом, а вторая уже начала мотать срок. На такую же «мощную поддержку» (вполне возможно, что негласно обещанную) губернатора и Единой России рассчитывали примерные, образцовые и видные единороссы, которые, как поговаривают, щедро пополняли партийную казну. Речь идет о бывшем мэре Усть-Кута Александре Душине и экс-руководителе Куйтунского района Алексее Мари. И где они теперь? Как же так – не только для себя старались, стремились понравиться и угодить начальству. Так где же благодарность и обещанная поддержка? А в качестве благодарности – приостановка членства в партии с последующим «очищением рядов», чуть слышный гул осуждения и добро пожаловать следующие.

Урок на будущее всем уцелевшим (пока) мэрам и главам: не стоит надеяться на поддержку, помощь и «крышу» генерала в губернаторской должности вместе с его свитой, не нужно идти на нарушения ради того, чтобы понравиться обитателям «серого дома», не стоит впрягаться в сомнительные мероприятия за финансовое благополучие и лучшие проценты на выборах для «руководящей и направляющей» партии. Нужно всегда следовать букве закона, даже в том случае, когда хочется «как лучше». Ибо вся «мощная поддержка» партии и губернатора – не более, чем блеф и фантазии для самоуспокоения. Потому как всем давно известно, что на мнение и хотелки паркетного генерала силовые структуры давно и мощно «забивают».

Именно поэтому в час «икс» дяди при должностях сделают вид, что персона нарушителя им не знакома, он сам во всем виноват, а они по-прежнему святее Папы Римского. И вместо даже банальных слов «следствие разберется» предпочтут в своих телеграм-каналах рассказывать о том, как трудятся, не покладая рук, разъезжая по городам и весям вверенного региона. Не верите – спросите у Сандакова, Мари, а теперь еще и у Орноева. Как говорится, «уж сколько их упало в эту бездну». И процесс еще далек от завершения.

Назар Головко