«Озон фармацевтика» планирует IPO: не увидим ли мы «Мертвые души II»?
Дело благородное, но за последние три года организация успела погрязнуть в долгах, другой бизнес предпринимателей был уличен в уходе от налогов.
Производитель дженериков АО «Озон фармацевтика» впервые сделало отчет по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), который всегда предшествует IPO – эмиссии и продаже акций предприятия на открытом рынке. Есть данные, что компания собирается пойти на данный шаг осенью, чтобы продать свои бумаги за живые деньги.
Компания рассчитывает на получение 10 млрд рублей ориентируясь на «Европлан» с его 13,1 млрд рублей выручки.
«Озоновские» долги
Зачем организации вдруг это понадобилось? Похоже, ответ на поверхности – компания погрязла в долгах и сделала ставку на их поступательный рост. В декабре 2023 года головное ООО «Озон» сообщило о заключенном в 2021 году соглашении со Сбербанком по возобновляемой кредитной линии и статусе поручителя в другом договоре, на этот раз между Сбербанком и ООО «Мабскейл».
ООО «Озон» обязалось солидарно отвечать с ООО «Мабскейл» по всем долгам этой структуры перед Сбербанком, причем основой для обязательств стал договор 2021 года по возобновляемой кредитной линии. Размер существенной сделки составил 21,849 млрд рублей, что составляло на тот момент 95,5% от стоимости активов эмитента.
К семейству компаний АО «Озон фармацевтика», учредителем которых оно является, относятся ООО «Озон», ООО «Мабскейл» и ООО «Озон медика». А вот учредители АО «Озон фармацевтика» сейчас скрыты, хотя очевидно, что его бенефициарами остаются Юрий Корнев, Владимир Корнев, Павел Алексеенко и еще ряд связанными с ними юридических лиц и персон.
Алексеенко до 2 мая 2024 года был руководителем ООО «Озон фармацевтика», которое было преобразовано на одноименное акционерное общество с новым генеральным директором. В состав учредителей компании кроме трех указанных выше людей ранее входило ООО «Алвилс», организованное приятелем Алексеенко военным летчиком Виталием Алейниковым. Эта компания была недавно обвинена в нарушении патентных прав на препарат полиметилсилоксан полигидрат и показала отрицательные финансовые результаты за 2023 год. При практически нулевой прибыли ее долги исчисляются сотнями миллионов рублей, и это, как мы увидим, на примере ООО «Мабскейл» и ООО «Озон Медика», является частью финансовой политики компаньонов.
Договой конвейер «Мабскейл»
От предшественника ООО «Озон фармацевтика» новому акционерному обществу передались права на ООО «Мабскейл», которое представляет собой главную финансовую дыру конгломерата компаний братьев Корневых.
ООО «Мабскейл» в 2022 году показало убыток в 811 млн рублей, а в 2023 году – 894 млн рублей, причем у организации с момента основания не было ни одного прибыльного года – финансовое состояние структуры ухудшается шаг за шагом. В 2023 году ее стоимость снизилась на 64% и дошла до показателя в минус 2,3 млрд рублей.
ООО «Мабскейл» убыточно, выручки нет, зато управленческие расходы на сотни млн рублей, все это говорит о том, что через эту структуру, которая получает кредитные средства Сбербанка, в неизвестном направлении уходят деньги.
«Сбербанком» дело не ограничилось – ООО «Озон» и ООО «Озон Фарм» поручились перед «Юникредитбанком» за новый кредит для ООО «Мабскейл» почти на 4,7 млрд рублей. Дальше больше: в 2022 году организация зарегистрировала на Мосбирже облигационную программу на 10 млрд рублей и выпустила трехлетние бонды на 1 млрд рублей, а затем и на 700 млн рублей.
Аналогичная ситуация с ООО «Озон Медика», которая также является стопроцентной дочкой АО «Озон Фармацевтика». Выручка там тоже на нуле, управленческие расходы высокие, а деньги куда-то улетает, все это, похоже, не совпадение.
Корневы и Алексеенко
Причины долговой политики этих организаций кроятся в их истории. Точкой отсчета фармакологического бизнеса стал водочный промысел братьев Корневых, который они основали в родном Жигулевске. Водка в России – дело прибыльное, поэтому скопившиеся излишки денег Корневы вложили в ведущее самарское фармакологическое предприятие «Витфарм».
Однако из-за этого решения у них сразу возникли проблемы с местным авторитетом Виталием Зыковым, которые братьям решил Павел Алексеенко – сотрудник одной из компаний олигарха Олега Дерипаски. За это он стал совладельцем бизнеса. По слухам, через этого персонажа, который в 2010 году привлекался к уголовной ответственности за вымогательство, к «Озону» имеет отношение сам Дерипаска.
Долги, долги и еще раз долги
Сегодня вместо прибыли компаньоны генерируют долги, для чего и собрались выйти на IPO. Они этим занимаются, несмотря на высокую прибыльность ООО «Озон» и ходовые лекарственный и водочный бизнесы. Видимо, это продолжение тех махинаций с огромными расходами при нулевой прибыли, которые мы увидели в ООО «Мабскейл», ООО «Озон медика» и ООО «Алвилс».
Кредитный маховик Корневых и партнеров начал раскручиваться на пике прибылей ООО «Озон» и за три года с миллиардных банковских займов дошел до IPO. Это случилось, несмотря на то, что в 2020 году компания показала доход в 21 млрд рублей и чистую прибыль в 7 млрд рублей, а братьям удалось перейти с производства дешевой водки на сложные онкопрепараты. У предпринимателей точно есть деньги, но они сделали ставку на заемные средства, и это произошло после того, как в 2017-2021 годах бизнесмены ввели в строй две производственные линии лекарственных препаратов. А возможно, они просто потратились на яхту «Озон», но она вряд ли стоит миллиарды рублей.
Мертвые души водочного завода
В контексте долгов ООО «Мабскейл» и ООО «Озон медика» показательна судьба водочного бизнеса Корневых. До 2005 года это направление числилось на балансе ООО «Озон», но затем выделилось в отдельное ООО «Жигулевский водочный завод» (ЖВЗ), у которого начались финансовые проблемы одновременно со стартом кредитного проекта.
В феврале 2022 года в офисе ЖВЗ прошли обыски с применением бойцов ОМОН, после чего против компании было возбуждено уголовное дело по п. «б» ч.2 ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов на сумму в 46,9 млн рублей. Схема применялась хитрая и даже уникальная – один из контрагентов по вызвавшим претензии сделкам на момент их заключения находился в тюрьме. Не обошлось и без ценных бумаг, только вместо акций, которые «озоновцы» скоро продадут через IPO, были задействованы векселя.
Итоговая сумма претензий ФНС к ЖВЗ составила 135,8 млн рублей, причем организация обвинялась в использовании десятка юридических лиц, с помощью которых изображала хозяйственную деятельность с целью ухода от налогов.
Поможет ли IPO?
Такие эпизоды в целом типичны для бизнеса Корневых – например, в 2023 году ООО «Озон» при приеме сотрудника на работу нарушило законодательство по противодействию коррупции, но в этот раз разговор идет о большем проекте с мутными перспективами.
Братья Корневы и их компаньоны планируют продать на федеральном рынке акции погрязшей в долгах компании, чтобы заработать около 10 млрд рублей.
Главный вопрос, а насколько бизнесменам хватит этой суммы для жизни не по средствами. Прибыли как не было, так и нет, кредиты берутся, долги растут, а последняя ниточка перед приходом приставов – IPO. Или все здесь, как в похождениях Чичикова, и мы скоро увидим в Самарской области вторую серию романа «Мертвые души», когда были компании, а вдруг их не стало? Это вопросы, на которые ответит время, а пока долговой бизнес «Озона» стремительно набирает обороты.
Автор: