Глава «Газпрома» Алексей Миллер, возможно, решил избавиться от непрофильного актива

Глава «Газпрома» Алексей Миллер, возможно, решил избавиться от непрофильного актива
Глава «Газпрома» Алексей Миллер, возможно, решил избавиться от непрофильного актива
В конце прошлой недели ряд деловых изданий России опубликовал довольно странную новость: ООО «Альянспрофэко» — предприятие с уставным капиталом 13 тысяч рублей, намеревается обанкротить ООО Авиапредприятие «Газпром Авиа». Уставный капитал «дочки» ПАО «Газпром» составляет 17 миллиардов 673 миллиона 549,5 тысяч рублей.

Долг в 720 тысяч рублей, который, по мнению руководства «ООО «Альянспрофэко» является основанием для того, чтобы начать процедуру банкротства, вызывает особое изумление: «Газпрому», уплатить такую сумму, что вахтовику комара на носу прихлопнуть.

Ещё более странно информация о возможном банкротстве авиакомпании выглядит на фоне активности, которую она проявляла весь прошедший год: было закуплено несколько отечественных вертолётов, до этого парк активно пополнялся суперджетами конструкторского бюро «Сухой».

Кроме того — «Газпром» ради своей «дочки» серьёзно вложился в аэропорт Левашово под Санкт-Петербургом, который будет использоваться как для нужд гражданской авиации, так и Минобороны. Проектирование и строительные работы обошлись компании в 10 миллиардов рублей. Торжественное открытие состоялось в декабре 2022, перед самым Новым годом.

Но ситуация выглядит абсурдной только на первый взгляд. Известны случаи, когда процедуры банкротства компаний, прочно стоящих на ногах, начинались и с более ничтожных сумм.

«Газпром Авиа» была создана в 1995 году в первую очередь для того, чтобы обеспечивать доставку вахтовиков на месторождения. А в 1997 году компания постановлением Правительства на совместных правах с Минобороны получила в районе Южное Бутово собственный аэропорт — Остафьево, расположенный всего в 30 километрах от Кремля. Размах, с каким госкорпорация взялась за обветшалый военный аэропорт, сразу вызвал глубокие сомнения в том, что роскошные интерьеры, ангары для бизнес-джетов, и другой «шик-блеск» обустраиваются для того, чтобы бульдозеристам и операторам буровых установок было приятно летать на вахту.

Самолеты для аэропорта — два Falcon-900В по цене 26 млн долларов каждый — «Газпром» купил в 1995 году для тогдашнего главы корпорации Рема Вяхирева. Техника по наследству перешла сменившему его Алексею Миллеру и до сих пор состоит на службе у «Газпрома» — под реестровыми номерами RA-09000 и RA-09000. 

В 2007 году Остафьево получил статус международного аэропорта и превратился в современнейший хаб для бизнес-авиации, с vip-гостиницей, рестораном с цехом бортового питания, и ангарами для бизнес-джетов. Обустраивая аэропорт для топ-менеджмента компании и других vip-пассажиров, руководство «Газпрома» не скупилось на расходы, не стесняясь, при этом, отщипывать и от столичной казны: так, в 2013 году мэрия Москвы и «Газпром авиа» сообщали, что за дорогу «поселок Газопровод — Остафьево» (шестиполосный подъезд к аэропорту от Калужского шоссе) «Газпром» заплатит более 2 млрд рублей, а мэрия профинансирует работы по присоединению дороги к общегородской сети.

По данным сайта «Авиатур» воздушный флот компании «Газпром Авиа» насчитывает уже 10 реактивных самолётов бизнес-класса. Приблизительная стоимость каждого — 50 миллионов долларов. Итого – полмиллиарда «зелёных»! И это не считая вертолётов, далеко не все из которых предназначены для заброски вахтовиков на труднодоступные месторождения. В 2009 году, например, Ми – 171, принадлежащий компании «Газпром Авиа», рухнул в заповедных горах Алтая, а большая часть пассажиров, в том числе полпред Президента в Государственной Думе Александр Косопкин погибли. Понятно, такое происшествие от широкой общественности не скроешь. Сколько же всего браконьерских прогулок за жизнями животных, занесённых в Красную книгу, устроили руководители компании Газпром Авиа, и организуются ли подобные «туры» сейчас, мы вряд ли узнаем.

Если с vip-бортами авиакомпании «Газпром Авиа» всё более-менее ясно, то к состоянию воздушного флота, занятого доставкой грузов и вахтовиков на газовые месторождения, то есть, задействованного на выполнении уставных задач ПАО «Газпром», вопросов возникает немало.

Например, почему пилоты, выполнявшие производственные задачи Газпрома, в том числе работающие в непростых условиях Крайнего Севера, получали зарплату в четыре-пять раз меньшую, чем их коллеги, которые катают топ-менеджмент на комфортабельных бизнес-джетах? Почему, когда Президент страны все эти годы настойчиво говорил о необходимости развития российской авиации, крупнейшая госкорпорация вместо того, чтобы поддерживать отечественный авиапром, закупала подержанные иностранные самолеты, платя затем зарубежным фирмам за обслуживание и приобретая у них запчасти?

Обо всех этих фактах доведённые до отчаяния пилоты компании «Газпром Авиа» в своё рассказали в открытом письме тогдашнему премьеру Дмитрию Медведеву и главе «Газпрома» Алексею Миллеру. Была ли какая-то реакция на документ – неизвестно.

Но о том, что крупнейшей газодобывающей компании планеты необходимо избавляться от «непрофильного актива» говорилось неоднократно. Глава авиакомпании Андрей Овчаренко упорно опровергал эту информацию, доказывая через СМИ её «нужность». Но, как бы то ни было, «Газпром Авиа» все эти годы так не стала самодостаточной компанией, приносящей прибыль. Только в прошлом году, при внушительных оборотах (за 2021 год выручка компании составила 23 млрд. рублей), ООО «Газпром Авиа» ухитряется быть убыточным предприятием: тот же 2021год был завершён с убытком 289 млн. рублей.

Последние факты могут свидетельствовать о том, что «Газпрому» серьёзно поднадоела сидящая у него на шее «дочка», и он не прочь от неё избавиться. Часть активов потихоньку уже распродаётся.

Серьёзные игроки рынка авиаперевозок предпочитают закупать лайнеры, произведённые одной фирмой – это существенно снижает затраты на их содержание, стоимость запчастей, обучение лётно-технического состава… Авиапарк компании, принадлежащей «Газпрому», формировался вопреки этой логике. Главным критерием были «крутизна» самолётов, приобретаемых для комфортабельных поездок топ-менеджмента с одной стороны, и максимальная дешевизна бортов, предназначенных для доставки на месторождения «рабочей силы» — с другой. В итоге, получился разношёрстный, крайне дорогой неудобный в эксплуатации авиапарк, от которого, возможно, руководство ПАО «Газпром» пожелало избавиться. Продать компанию целиком – нереально, самый лучший выход – пустить её с молотка, забрав, естественно себе лучшие куски.

ООО «Альянспрофэко» — вполне респектабельная фирма, оказывающая услуги по проведению экологических экспертиз производственных объектов, имеющая долгосрочные контракты с крупными государственными и частными компаниями, и вряд ли станет без предварительных договорённостей с руководством «Газпрома» покушаться на активы всесильной компании.

Но то, что ситуация может стать предвестником «грандиозного шухера», который закончится тем, что авиакомпания с невнятной рыночной логикой прекратит своё существование – вполне возможно. Не то сейчас время, чтобы топ-менеджменту компании, которой доверены добыча, транспортировка и продажа национального достояния России – природного газа, «играться» с дорогими «самолётиками».

Вера Попова
Регион: Россия