Как оппозиция Бангладеш обратила в бегство премьер-министра

Как оппозиция Бангладеш обратила в бегство премьер-министра
Как оппозиция Бангладеш обратила в бегство премьер-министра
Уже более месяца в Бангладеш не утихают протесты.

В отличие от России, на них выходят не интеллигентные граждане с аккуратными плакатами и фонариками, а физически крепкие парни с конкретными дрынами, булыжниками, «коктейлями Молотова» и прочими орудиями пролетариата.

На улицах идут бои с силовиками, горят машины и общественный транспорт.

Бангладеш – одно из беднейших государств планеты. Здесь чудовищная антисанитария, бесправие, детский труд. Когда вы покупаете вещь, сшитую в Бангладеш – мировой пошивочной, следует помнить, что, вероятнее всего, над ней почти задаром трудился бангладешский подросток не старше 14 лет. Более взрослые бангладешцы занимаются уже тяжелым физическим трудом, а у молодежи, сумевшей получить образование в местных вузах, практически нет шансов трудоустроиться по специальности.

А молодежи там много. Пожилое население этого 173-миллионного государства составляет всего 6,4%. Демографическая пирамида начинает распухать на отметке «16 лет» и достигает максимума в районе «26–27 лет». Идеальные показатели для революции. Но некоторые на социологов смотрят как на юродивых, поэтому 1 июня в Бангладеш зачем-то восстановили ранее отмененные 56% квоты на госдолжности для родственников участников войны за независимость от Пакистана 1971 года.

– Дети борцов за свободу уже слишком стары для этой работы, – отреагировал на это Мохаммед Райхан, студент университета Дакки. – И я не согласен с тем, что внуки борцов за свободу должны получать квоты, поскольку одно поколение уже получило такой шанс.

Куда податься беглому премьеру

Очень быстро на улицах появились такие же студенты, как Мохаммед. И стали мирно требовать отмены безобразия. Но правительство, возглавляемое премьер-министром Шейх Хасиной Вазед, которая фактически руководит страной, отреагировало жестко – в ход пошли слезоточивый газ и резиновые пули. Судя по количеству жертв, возможно, и не только они. После чего в руках протестующих и появились дрыны с булыжниками.

– Прямо перед собой я видела пять тел, – рассказывает местная студентка Ахи Афордж. – Мальчики были убиты выстрелами в голову, у них изо рта вырвали языки. Я даже подумать не могла, что мне придется увидеть такое в моей стране. Это война! Тела приходят одно за другим. Что мы будем делать? Мы все молимся!

Цифры

По меньшей мере 560 человек стали жертвами протестов и попыток их подавления. По состоянию на вечер 7 августа было известно о 232 погибших. До этого – с 16 июля по 4 августа – в столкновениях погибли около 328 человек.

– Нынешняя ситуация в Бангладеш и массовые убийства произошли в результате действий правительства и его провала, – уверен участник протестов Аминул Ислам Хридой. – Оно стоит за всеми убийствами и притеснениями. Ничего подобного не случилось бы, если бы они действовали справедливо.

Вскоре после начала противостояния Верховный суд Бангладеш отменил квоты. Генпрокурор страны Амин Уддин объявил о том, что отныне 93% государственных должностей должны быть открыты для кандидатов, имеющих на это право, а у родственников героев войны 50-летней давности не будет никаких преимуществ. Протесты чуть поутихли, но, что называется, было уже поздно.

У протестующих появились новые политические требования, в частности – отставка премьер- министра Шейх Хасины. Та оказалась дамой сообразительной – 5 августа стремительно сбежала в соседнюю Индию и действительно ушла в отставку. По данным местных СМИ, она собиралась опубликовать обращение к народу, но протестующие уже начали громить правительственные кварталы – стало не до того. Как предполагалось, она будет просить убежища в Великобритании. Однако там дали понять, что не гарантируют Хасине правовой защиты в случае возможного расследования массовых протестов в ее стране.

– В связи с этим в качестве потенциальных государств для убежища Шейх Хасина якобы рассматривает Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Беларусь, – говорит белорусский политолог Дмитрий Болкунец.

Штрихи к портрету

 tidttiqzqiqkdatf qhxirkiheiqztglv

Шейх Хасина Вазед впервые заняла пост премьер-министра еще в 1996 году, и не случайно. Она – дочь «отца независимости Бангладеш», первого президента и премьер-министра Шейха Муджибура Рахмана. Жизнь ее была бурной. В молодости она участвовала в студенческих протестах и подвергалась арестам. Хасина уцелела во время военного переворота 1975 года только потому, что находилась не в стране. Многие члены ее семьи, в том числе и отец, тогда были убиты. Через несколько лет ее избрали главой «Авами лиг», партии ее отца. Она вернулась на родину и составила жесткую оппозицию военному диктатору Эршаду, не раз подвергалась арестам. В 1996 году бойкотировала очередные выборы, добилась проведения повторного голосования и одержала победу. После были и проигрыш на выборах, и попытка покушения, и бегство в США, и триумфальное возвращение.

Последние 15 лет именно она возглавляет правительство республики. И вроде не так уж и бездарно. С 2009 по 2023 год ВВП Бангладеш увеличился более чем в 4 раза. Уровень бедности снизился с 31% в 2010 году до 18% в 2022-м. По инициативе ее правительства запущена программа «Умный Бангладеш», цель которой – цифровая трансформация страны к 2040 году. Ей же в заслуги ставится совместное с РФ строительство первой в стране атомной электростанции. Шейх Хасину постоянно критиковали за авторитарный стиль правления, нарушения прав человека и преследование политических оппонентов. С виду демократический режим в Бангладеш экспертным сообществом признается гибридным.

Период революции

После бегства премьера протестующие штурмом взяли ее резиденцию и снесли памятник ее отцу, первому главе Бангладеш Муджибуру Рахману. Также нападению подвергся дом министра внутренних дел. Ворвавшись в здание парламента, протестующие раздобыли там несколько десятков тысяч рупий и, если верить сообщениям бангладешцев в соцсетях, передали их республиканской армии, которая выступила в роли спасительницы отечества.

«Сейчас страна переживает период революции, – заявил ее командующий Вакеруз-Заман. – Я пригласил всех лидеров политических партий, и у нас состоялась хорошая дискуссия. Мы решили сформировать временное правительство, через которое будет осуществляться все управление страной. Даю слово, что мы будем расследовать все убийства и несправедливости, которые произошли в последнее время. Я беру на себя ответственность за вашу жизнь и имущество и даю слово, что вы не будете разочарованы».

Командующий не соврал: 6 августа президент Бангладеш объявил о роспуске парламента и формировании временного правительства. На состоявшейся затем встрече президента с лидерами протеста последние предложили назначить главой временного правительства 84-летнего нобелевского лауреата в сфере экономики Мухаммада Юнуса. Лидер движения студентов Нахид Ислам заявил, что экономист согласился заменить Хасину.

Юнус – местный банкир, получивший в 2006 году самую престижную премию за разработку концепции микрокредитования бедноты. А Шейх Хасина за то же самое обвинила его в финансовом закабалении бедняков. 1 января этого года Юнус был арестован якобы за нарушение трудового законодательства, что оппозиция сочла политическим преследованием.

Сам Юнус сначала отклонил предложение протестующих. «Я сказал им, что у меня много работы, – поделился он. – Но студенты были настойчивы. Если они могут пожертвовать многим, если народ страны может пожертвовать многим, то я тоже несу ответственность. Тогда я сказал студентам, что могу взять на себя ответственность». Он пообещал вернуться в Бангладеш как можно скорее. Сейчас Юнус находится во Франции.

«Ни одно военное правительство или правительство фашистов не будет принято», – заявил Нахид Ислам. Ну дай-то Босх.

Анастасия Воронова
Регион: Бангладеш