«Ростех» перехватывает «Эльбрус»: российские электронщики обеспокоены судьбой отечественного процессорного производства
Против решения Минпромторга о передаче под внешнее управление НПЦ «Элвис» разработчика российских процессоров «Эльбрус» АО МЦСТ выступила Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ). Организация написала открытое письмо на имя заместителя председателя Правительства РФ Дениса Мантурова и члена военно-промышленной комиссии, министра обороны РФ Андрея Белоусова, в котором высказала свою озабоченность.
«Ростех» против «Росатома»
АРПЭ опасается, что АО МЦСТ потеряет свои наработки и уникальный опыт после перехода под контроль прямого конкурента – НПЦ «Элвис» разрабатывает процессоры «Скиф». Однако этот протест вряд ли к чему-то приведет.
Сделка по МЦСТ делалась в интересах «Ростеха» Сергея Чемезова и АФК «Системы» Владимира Евтушенкова, которые таким образом перехватили актив у главного конкурента в лице «Росатома», который в течение двух лет пытался выкупить производство «Эльбруса».
Бенефициаров сделки интересует не разработка процессоров, а госконтракт на их разработку. Речь идет о возможности встроить свои организации в систему многолетних госзакупок. Производство процессоров в РФ до сих пор не носит крупносерийного характера, а «Эльбрус» остается одним из немногих проектов, где что-то сделано. Вот его так и «поделили».
Черный и Григорьев
Контроль над НПЦ «Элвис» находится в руках бывшего исполнительного вице-президента АФК «Система» Михаила Черного, который также связан с Виктором Григорьевым из НК «Банка».
Григорьев является приятелем и партнером Чемезова, его даже иногда называют «кошельком» главы «Ростеха». Данный выходец из Киева (Григорьев учился в столице УССР в начале восьмидесятых) в середине нулевых годов работал в ОАО «Оборонпром» заместителем у тогда еще молодого ставленника и протеже Чемезова Мантурова.
В 2018 году уже случался похожий эпизод, когда структуры Григорьева за 13,8 млрд рублей выкупили у «Ростеха» 75% холдинга «Технодинамика», который является в России основным производителем оборудования для авиации. Продажа проходила через аукцион, но цена лота не сдвинулась с места. Так, «Ростех» Чемезова передал Григорьеву и подконтрольной ему группе «Динамика» стратегически важный для «оборонки» производственный комплекс.
С АО МЦСТ произошла аналогичная история, только бенефициаром стал не Григорьев, а его партнер Черный, а «продавцом» не «Ростех», а «Минпромторг», который передал предприятие во внешнее управление. Только это уже нюансы – в обоих сюжетах главное контроль.
Человек Чемезова и Мантурова
Григорьев до сотрудничества с Чемезовым и Мантуровым был совладельцем и руководителем группы «КАСКОЛ», которая в девяностые годы получила акции многих предприятий российской авиационной и космической отрасли, включая Улан-Удэнский авиационный завод и Ростовский вертолетный завод. Некоторые активы «КАСКОЛа» затем вошли в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех», который Григорьев создавал вместе с Мантуровым.
В 2010 году Григорьев стал собственником 90% акций «НК Банка», который вскоре превратился в постоянного фигуранта ростеховских сделок, несмотря на то, что по финансовым показателям остается очень скромной кредитной организацией. Компанию Григорьеву составили сын Арсений и дочь Ксения, но, судя по всему, семья выступает в «НК Банке» как единое целое.
Григорьев был связан с «НК Банком» и до вхождения в состав акционеров, потому что в нулевые годы одним из бенефициаров организации был тогдашний председатель совета директоров и основной владелец «КАСКОЛа» Сергей Недорослев. Данный партнер Григорьева затем возглавит группу «Стан» – ведущего производителя станков в России, которая во второй половине десятых перейдет под контроль «Ростеха» через миноритария «РТ-Капитал».
Все дороги ведут к «Ростеху»
Такие сделки с близкими партнерами стали кредо «Ростеха» и его структур, причем Григорьев играет здесь центральную роль. В 2022 году его «Динамика» приобрела нижегородский завод «Нител», что подтверждает интерес группы Чемезова не только к процессорам, но и к производству бытовой микроэлектроники.
Интересы «Ростеха» выходят далеко за пределы промышленности – например, госкорпорация Чемезова сначала берет под контроль, а затем передает в нужные руки важные месторождения.
Компании Григорьева даже формально интегрированы в «Ростех», они являются с госкопорацией Чемезова, по сути своей, единым комплексом. Коммерческий «НК Банк» является опорным и зарплатным банком «Ростеха». Прямыми партнерами друзья остаются и в АО «Технодинамика», которая входит в авиационный кластер «Ростеха», но при этом принадлежит компании «Динамика» Григорьева. И везде тут крутятся огромные государственные деньги.
И вот на этот союз, который теперь контролирует АО МЦСТ и производство «Эльбрусов», активисты пишут жалобы Мантурову. Вице-премьер является не только коллегой Григорьева, но и партнером главного игрока Чемезова. Семьи Чемезова и Мантурова давно дружат и даже, как это документарно доказано, имели совместный бизнес.
Обращение к Белоусову – это действие последней надежды. Аудиторы главы Минобороны РФ сейчас проверяют гособоронзаказ, а не прозрачность сделок по предприятиям ОПК. Это уже вопрос, касающийся не денежной коррупции, а законности передела активов. На такой уровень антикоррупционная кампания пока не вышла.
Оппозиция «Ростеху»
АРПЭ является скромной организацией. Сейчас учредители у ассоциации скрыты, но до 2022 года среди них значились ООО «Атол», ООО НПП «Зелакс», АО «Связь Инжиниринг», ООО «Завод Эталон» и АО «Концерн «Инновационные технологии».
Показательна здесь история «Связь Инжиниринг», которая обанкротилась из-за того, что не смогла выпускать конкурентные китайским платы.
То же самое можно сказать и про процессоры «Эльбрус», которые Григорьев и Чемезов выбили из лап «Росатома». Только у НПЦ «Элвис» здесь не бизнес, а госзаказ, поэтому «Эльбрусы» будут в любом случае закупаться государством, как продукция стратегической важности. Если бы у АО «Связь Инжиниринг» были бы такие же лоббистские возможности, то данная организация бы никогда не обанкротилась.
Другие структуры линейки АРПЭ пока находятся на плаву и занимаются разработкой решений для российской экономики, но они тоже рискуют быть раздавленными «Ростехом». Фактически они здесь протестуют не по «Эльбрусу», а бьются за свое будущее.
Руководит АРПЭ Иван Покровский, но ведущим спикером является генеральный директор ООО «Зелос» и ООО «Телеком-РНД», член совета по развитию информационных технологий и цифровой экономики РТПП Сергей Сухман. Он постоянно комментирует проекты «Ростеха» вроде создания оборудования для сетей 5G на российском железе.
Здесь Сухман отметил, что это нельзя сделать без задействования иностранных комплектующих. Он считает, что в РФ нет производственной базы для телекоммуникационного оборудования самого высокого уровня.
Выступил Сухман и против передачи «Ростеху» доли в «Ростелекоме», отметил, что политика по складыванию всех яиц в одну корзину обострит риски. Деятельность «Ростеха» по выхолащиванию производственного рынка давно многим не нравится, но пока за промышленность отвечает Мантуров, история с «Эльбрусом» будет повторяться.