Смена бенефициаров и экологические скандалы в УГМК
По итогам 2023 года Камилов-младший занял 22 строчку в рейтинге «Forbes» «50 россиян с наибольшими суммами дивидендов»: издание оценило его дивиденды в 16,2 млрд рублей. За тот же период УГМК выплатила своим акционерам более 41,3 млрд рублей, что более чем в три раза превышает выплаты за предыдущий год. Однако доходы Камилова не свидетельствуют о порядке на предприятиях, входящих в структуру УГМК, и о должном уровне безопасности ее работников.
В качестве примера можно привести аварию на руднике «Пионер» в Амурской области, где в результате обрушения горной массы этой весной погибли 13 горняков. Между тем, еще в прошлом году Ростехнадзор сообщал о 34 нарушениях обязательных требований промышленной безопасности, выявленных на объектах, подконтрольных УГМК через ОАО «Покровский рудник», в том числе, и на шахте «Пионер». В Свердловской области при разработке Шемурского и Ново-Шемурского медно-цинковых карьеров горнодобывающее предприятие «Святогор» отметилось масштабным загрязнением водоемов: только в реке Тамшер концентрация меди превышала норму в 60 тыс. раз.
Загрязненная вода поступала в дома жителей города Ивдель, заявлявших о том, что их банально травят. В итоге в Росприроднадзоре подтвердили факт значительного превышения в водоемах концентраций загрязняющих веществ и оштрафовали «дочку» УГМК на 800 тыс. рублей – копейки для предприятия с миллиардной прибылью.
На фоне многочисленных скандалов, связанных с деятельностью промышленного гиганта, в сети неоднократно появлялись публикации о связях прежних совладельцев УГМК со свердловским губернатором Евгением Куйвашевым, чьей поддержкой компания может пользоваться и после смены собственника.
Как УГМК поменяла Махмудова на Камилова
В очередной публикации «Компромат ГРУПП» о нарушителях природоохранного законодательства мы решили поговорить о деятельности «Уральской горно-металлургической компании» (УГМК), занимающей 83 строчку в рейтинге «Forbes» «100 крупнейших компаний по чистой прибыли». Соответствующий прошлогодний финансовый показатель УГМК издание оценивает в 29,2 млрд рублей, что вдвое больше предыдущего периода, когда ее чистая прибыль составила 14,7 миллиарда.
Долгое время основными акционерами металлургического и горнодобывающего гиганта, объединяющего порядка 40 предприятий, являлись Искандар Махмудов, Андрей Бокарев и Андрей Козицын. В марте 2022 года СМИ сообщили о выходе Махмудова и Бокарева из числа контролирующих бенефициаров и советов директоров УГМК и еще ряда активов – АО «Ростерминалуголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь» и АО «Восточный порт». Спустя несколько месяцев, в июле, Козицын покинул пост гендиректора компании, который занимал с 2002 года.
Решение Козицына официально объяснялось «возможным наложением в будущем персональных санкций со стороны иностранных государств» и было направлено на исключение«возможного опосредованного применения санкций»к компаниям холдинга. Тем не менее, Махмудов и Бокарев оказались включены в санкционныесписки Великобритании и США, а Козицын попал под санкции Евросоюза (правда, экономические ограничения с него сняли по решению Европейского суда в минувшем сентябре).
Саму УГМК все-таки включили в SDN-list американского Минфина в июле 2023 года вместе с подконтрольными ей компаниями «Уралэлектромедь» и «УГМК – Обработка цветных металлов». Здесь стоит напомнить, что принадлежавшие им 85% акций УГМК Махмудов, Бокарев и Козицын контролировали через кипрский офшор «Selmareco Limited» (другие коммерческие структуры деловых партнеров также были завязаны на многочисленные офшоры).
В отчете УГМК за 2022 год ее новым бенефициаром указан Данияр Камилов – сын бывшего министра иностранных дел Узбекистана, Абдулазиза Камилова, в том же году назначенного заместителем секретаря Совета безопасности при узбекском президенте. Камилов-младший – выпускник МГИМО и МГУ, бывший топ-менеджер Газпромбанка. Вряд ли случайным стечением обстоятельств можно считать тот факт, что Искандар Махмудов является уроженцем Узбекистана.
Черные дни «Пионера»
По итогам прошлого года Данияр Камилов «ворвался» в рейтинг «Forbes» «50 россиян с наибольшими суммами дивидендов», заняв в нем 22 строчку с дивидендами в 16,2 млрд рублей. Известно, что за 2023 год УГМК выплатила своим акционерам дивиденды в размере более 41,3 млрд рублей, что более чем втрое превышает размер выплат за предыдущий период (тогда он составил 12,75 миллиарда). Вот только благосостояние сына узбекского госчиновника далеко не является показателем порядка на перешедших под его контроль предприятиях и безопасности сотрудников.
Так, в минувшем марте страну потрясло сообщение о страшной трагедии, произошедшей на руднике «Пионер» в Амурской области, где в результате обрушения горной массы погибли 13 горняков. «Пионер» входил в число активов, выкупленных УГМК в сентябре 2022 года за 166 млн фунтовстерлингов у золотодобывающей группы«Petropavlovsk», и де-юре принадлежит ОАО «Покровский рудник».
Поисково-спасательная операция продолжалась без малого две недели и была прекращена 1 апреля из-за высокого риска обвалов, затоплений подземных выработок и обрушения борта карьера, ставивших под угрозу уже жизни самих спасателей. Обвинение в нарушении требований безопасности при производстве работ предъявили взятому под стражу управляющему директору «Пионера» Алексею Бирюкову.
Позже по обвинению в халатности арестовали двух сотрудников дальневосточного управления Ростехнадзора: по версии следствия, в 2022-2023 гг. Вера Вайтехович и Павел Смирнов проводили плановые проверки на руднике, но не выявили имевшие место грубые нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, хотя могли предотвратить трагедию, приостановив деятельность рудника. Четвертым в СИЗО отправился главный инженер предприятия Денис Черников. В сентябре Благовещенский городской суд продлил всем фигурантам меру пресечения в виде содержания под стражей еще на два месяца.
Подчеркнем: инцидент произошел уже после смены собственника УГМК, то есть при господине Камилове. О том, что вопросам безопасности рудника не уделялось должного внимания, свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в июле 2023 года, задолго до ЧП со смертельным исходом, Ростехнадзор сообщал о 34 нарушения обязательных требований промышленной безопасности, выявленных на объектах, эксплуатируемых «Покровским рудником», в том числе, на шахте «Пионер».
Штрафные санкции для уральского «Святогора»
Однако масштабные нарушения имели место и при предыдущих бенефициарах. Пожалуй, самым показательным примером может служить история противостояния подконтрольного УГМК горнодобывающего предприятия «Святогор» с общественностью и руководством заповедника «Денежкин Камень», связанного с загрязнением почвы и рек Банная, Черная, Ольховка, Тамшер, Шегультан, Тальтия и др. при разработке Шемурского и Ново-Шемурского медно-цинковых карьеров на севере Свердловской области.
Еще в 2020 году СМИ со ссылкой на общественную организацию «Живой Шемур», опубликовали результаты анализа проб воды, взятых экологами совместно со специалистами Росприроднадзора, Росгидромета и Росрыболовства в реках, протекающих в районе заповедника. Практически во всех водоемах было выявлено высокое содержание тяжелых металлов, но самой загрязненной оказалась река Тамшер, в которой концентрация меди превышала норму в 60 тыс. раз, цинка – в 6 тыс. раз, марганца – в 3 тыс. раз.
Проблема нарушения «Святогором» требований природоохранного законодательства приняла такой размах, что не только общественники, но и ученые прямо говорили о грозящей Северному Уралу экологической катастрофе. Заявления руководства УГМК об инвестициях в «зеленую» повестку воспринимались не иначе, как благие намерения без ощутимых результатов.
«Мы сначала увидели на космоснимках странные черные пятна вдоль рек и у карьера, лес с явными признаками повреждения, а потом решили выехать на место. Честно, мы были в шоке, когда увидели картину. Умерло практически все: хвоя, листва, трава, мох, кустарники. Там, где нет воды, на камнях «кислятина» – непонятная белая слизь. Даже вечнозеленые деревья стоят коричневые. Все погибло», – рассказывала изданию «Уральский меридиан» директор заповедника «Денежкин Камень» Анна Квашнина.
На качество питьевой воды в 2017 году жаловались жители города Ивдель: они обращали внимание на зеленый оттенок реки, откуда осуществляется водозабор, и исчезновение рыбы. Причиной граждане считали все ту же разработку медных рудников, делая однозначный вывод: «Нас натурально травят: ни мыться, ни стирать в такой воде нельзя!».
А руководство «Святогора», словно в насмешку, выступило с инициативой расширения и углубления карьеров, и даже организовало проведение публичных слушаний, в ходе которых местные чиновники в один голос уверяли: несмотря на перемену цвета, вода в реке не представляет угрозы здоровью жителей и ссылались при этом на бактериологические, паразитологические и прочие анализы.
Как бы то ни было, но после неоднократного отбора проб и проведения лабораторных исследований, в 2021 году в Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора подтвердили факт значительного превышения в водоемах концентраций загрязняющих веществ, и оштрафовали «Святогор» на 800 тыс. рублей за нарушение правил охраны водных объектов и правил использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
К апрелю 2022 года предприятие выплатило штраф в полном объеме. Впрочем, указанная сумма для «дочки» УГМК с ее финансовыми показателями сравнима разве что с комариным укусом: в 2021 году при выручке в 15,5 млрд рублей ее прибыль составила 1,5 миллиарда(в 2022-м выручка – 17,9 миллиарда, прибыль – 987,4 млн рублей).
Бизнес «под крылом» губернатора Куйвашева?
Штрафные санкции явно не пошли «Святогору» впрок: в минувшем июне, по итогам внеплановой выездной проверки, проводившейся в рамках контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, Росприроднадзор выдал предприятию очередное предписание. Среди прочего, «Святогор» продолжил сброс стоков с превышением загрязняющих веществ в водный объект, а также не провел корректировку мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий.
Перед нами прямо-таки экологический рецидивист. И он не единственный нарушитель в структуре УГМК. Например, в 2018 году в ходе проверки на Ревдинском заводе по обработке цветных металлов выяснилось, что пылегазоочистные сооружения, очищающие выбросы за плавильными печами, работают «с пониженной эффективностью». В 2019-м на 300 тыс. рублей оштрафовали ЗАО «Шемур» за загрязнение окружающей среды сбросом вод в Северную часть Шемурского карьера.
На фоне экологической анархии, стоит напомнить о публикациях, в которых рассказывалось о связях бывших бенефициаров УГМК (в частности, Андрея Козицына) со свердловским губернатором Евгением Куйвашевым. Действительно, после некоторого периода напряженности, связанной с активами региональных аэропортов, чиновники и руководство компании договорились о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития области, после чего Куйвашев и Козицын, видимо, прониклись взаимным доверием, вместе посещая мероприятия самой разной направленности и неизменно позируя на фото.
Дружба чиновников с представителями уральского крупного бизнеса могла продолжиться и после смены владельцев УГМК, вот только на соблюдении компанией экологического законодательства это вряд ли отразилось. Так же, как и на обеспечении безопасного труда сотрудников, подтверждением чего могут служить ЧП на руднике «Пионер» и очередные предписания, выданные «Святогору».