За чей счет «банкет» «Инсайта»?
Вот только закрывая миллиардные сделки, основное юрлицо инвестгруппы ООО «ИГ «Инсайт» с момента регистрации не приносит выручки и прибыли, что наводит на мысль о наличии инвесторов, скупающих активы, но при этом предпочитающих оставаться «в тени». Одним из них может выступать скандально известный олигарх Михаил Гуцериев, в структурах которого до недавнего времени работал Авет Миракян, руководивший Промышленно-финансовой группой «Сафмар», а также холдингом «Сафмар Финансовые инвестиции» (переименован в ПАО «ЭсЭфАй»). Бизнес Гуцериева тесно связан с офшорами, а его возможное нежелание «светиться» в сделках «Инсайта» может объясняться нахождением под западными санкциями: сам миллиардер, его брат Саит-Салам Гуцериев и сын Саид вышли из советов директоров ряда крупных предприятий, таких, как нефтяные компании «Русснефть» и «Нефтисса». При этом семейство поставило своей целью вернуть ранее принадлежавшие ему активы, перешедшие к банку «Траст» после банкротства «Бинбанка». В частности, через своего племянника Билана Ужахова Гуцериев смог восстановить контроль над девелоперской компанией «А101». В число инвесторов «Инсайта» могут также входить владельцы «Совкомбанка» братья Сергей и Дмитрий Хотимские: одним из акционеров инвестгруппы является Алексей Комар – гендиректор фирмы «Универсальные платежные технологии» (ООО «УПТ»), учредителем которой был «Совкомбанк». Кроме того, с банком тесно связан совладелец «УПТ» Феликс Хачатрян: оформленные на него фирмы могут использоваться Хотимскими для вывода финансов за границу.
Миллиардные сделки бизнесмена Миракяна
Подконтрольная Авету Миракяну Инвестиционная группа «Инсайт» закрыла сделку по приобретению ООО «Джон Дир Файнэншл» – «дочерней» структуры ушедшего из России крупнейшего американского производителя сельскохозяйственной техники «Deere & Company». Как сообщает «Интерфакс», сумма транзакций не раскрывается, но согласно условиям сделки компания подлежит переименованию, что произойдет уже в ближайшее время.
Это уже второе крупное приобретение инвестгруппы: в сентябре прошлого года она выкупила у немецкого концерна «Siemens» за 52 млрд рублей (922 млн евро) лизинговую компанию «Сименс Финанс» (сегодня – «Дельтализинг»).
Накануне покупки «Джон Дир Файнэншл», ГК «Инсайт» разместила облигационный выпуск на 11 млрд рублей. До этого Авет Миракян в интервью изданию «Frank Media» рассказывал о планах размещать облигации под потенциальные сделки по покупке российских «дочек» иностранных предприятий, решивших покинуть отечественный рынок. Первый выпуск облигаций на 53 млрд рублей группа разместила в сентябре – накануне покупки «Сименс Финанс».
Зарегистрированное в Домодедово ООО «Джон Дир Файнэншл» представляет собой весьма перспективное приобретение: по итогам 2021 года его выручка составила 2,7 млрд рублей, прибыль – 940,6 миллиона, стоимость активов – 5 миллиардов. Еще более солидные показатели за тот же период продемонстрировало ООО «Дельтализинг» (тогда еще «Сименс Финанс»): выручка – 25,1 миллиарда, прибыль – 3,2 миллиарда, стоимость активов – 24,8 млрд рублей.
На этом фоне обращает на себя внимание финансовое положение ООО «ИГ «Инсайт». С момента своей регистрации в 2018 году предприятие ни разу не приносило выручки и прибыли, его уставный капитал составляет 12,5 тыс. рублей, а трудится здесь всего один человек и, с большой долей вероятности, это – Авет Миракян, занимающий должность гендиректора. В том, что у бизнесмена есть деньги на покупку активов, сомневаться не приходится. Но логично задаться вопросом, из каких источников он их черпает?
«Теневой» инвестор – Михаил Гуцериев?
Одним из возможных инвесторов может быть одиозный олигарх Михаил Гуцериев. Известно, что владельцем 80% ИГ «Инсайт» Миракян стал в июле 2022 года, а уже в августе его компаньон Андрей Рассамакин продал принадлежавшую ему долю пяти физлицам – Артему Астанину, Алексею Комару, Давиду Погосяну, Антону Баршту и Михаилу Гонопольскому (каждому из них на сегодняшний день принадлежит по 4% группы).
Новости по теме: Молдавия будет закупать газ у России и Украины
Сам Миракян долгое время входил в руководство структур Гуцериева: до сентября 2021 года он был гендиректором Промышленно-финансовой группы «Сафмар», а до июля 2022-го занимал аналогичную должность в ПАО «ЭсЭфАй» (Холдинг SFI), также связанном с семейством миллиардера и ранее называвшемся «Сафмар Финансовые инвестиции».
Уход бизнесмена из SFI произошел вскоре после введения Великобританией персональных санкций в отношении Саида Гуцериева– сына Михаила Гуцериева и основного бенефициара ПАО «ЭсЭфАй», вышедшего из совета директоров и руководства дочерних компаний холдинга. Результаты работы Миракяна в SFI лучше всего характеризуют финансовые итоги 2021 года: при колоссальной выручке в 34,1 млрд рублей, убытки холдинга превысили 4 миллиарда. Официальным владельцем ПАО выступал кипрский офшор «Степлио Энтерпрайзис Лимитед», что наводит на мысль о возможном выводе средств из России на иностранные счета.
То, что стало ясно топ-менеджеру, было очевидно и самому Михаилу Гуцериеву. Так, еще в июне 2021 года, вскоре после включения в санкционный список Евросоюза, миллиардер объявил о выходе из совета директоров подконтрольной ему «Русснефти». Незадолго до этого холдинг «Сафмар Финансовые инвестиции» переоформил принадлежавшие ему 9,6% нефтяной компании на зарегистрированную на Кипре фирму «Weridge Investments Limited», являющуюся стопроцентной «дочкой» «Сафмара».
В августе 2021-го стало известно о передаче Гуцериевым находившихся в его собственности 37% «Русснефти» брату Саит-Саламу Гуцериеву. Последний, оказавшись под санкциями Великобритании, в прошлом октябре отказался от переданной ему доли: в нефтяной компании тогда сообщили об отсутствии бенефициаров, в чьей собственности находилось бы более 25% акций. В свою очередь, Саид Гуцериев был вынужден распрощаться с частью принадлежавших ему активов, в частности, он вышел из капитала белорусского «Паритетбанка», продал доли в трех криптобиржах (Currency.com,Capital.comи Zubr.io), предстоящую смену акционеров анонсировали в группе «М. Видео-Эльдорадо» (ПАО «М. Видео»).
Семейство олигарха возвращает активы
Гуцериевым явно не с руки прощаться с активами, потому в ход идут офшорные фирмы-учредители и прочие хитрые схемы. В ряде случаев информация об актуальных владельцах некоторых предприятий вообще отсутствует в открытых источниках. В качестве примера можно привести Нефтяную компанию «Нефтисса» – второй после «Русснефти» ключевой актив семейства. В июле 2021 года СМИ писали о ее переходе под контроль все того же Саит-Салама Гуцериева. До января 2022-го компания находилась в собственностикипрского офшора «Dolmer Enterprises Ltd», принадлежавшего кипрской «Doneler Finance»(75%) и «Ramore Holdings» (25%) с Британских Виргинских островов. Данные о сегодняшних учредителях «Нефтиссы» скрыты.
В то же время Михаил Гуцериев предпринимает попытки вернуть «в семью» ранее принадлежавшие ей коммерческие структуры. Так, в ноябре 2021 года стало известно о возвращении семейству строительной компании «А101», перешедшей под контроль банка «Траст» в ходе санации «Бинбанка», принадлежавшего племяннику олигарха Микаилу Шишханову. Тем не менее, другой племянник Гуцериева Билан Ужахов выкупил 49% акций девелопера, находившиеся в собственности кипрского офшора «Balamer Holdings Ltd». По информации РИА «Новости», бенефициаром 51% «А101» к тому моменту стал Саит-Салам Гуцериев.
Напомним, что еще в 2019 году группа «Сафмар» договорилась со Сбербанком о реструктуризации долгов находящегося в ее собственности Афипского НПЗ на сумму более 170 млрд рублей. На сегодняшний день 8% НПЗ принадлежат компании «Сбербанк инвестиции», 92% находятся в собственности ООО «Ойл Технолоджис», учредителями которого выступают два кипрских офшора – «Камбелор Холдингс Лимитед» и «Самелор Холдингс Лимитед».
Тогда же, в 2019-м, «Сафмар» подписал соглашение с банками «Траст» и «Открытие» о погашении долгов и выкупе части активов, причем общая стоимость сделок оговаривалась в 135 млрд рублей. Гарантами по сделкам выступали холдинг, Михаил и Саит-Салам Гуцериевы. В руководстве «Сафмара» журналистам «Ведомостей» подтвердили намерение выкупить у «Траста» часть компаний, ранее принадлежавших Шишханову, причем уточнялось, что речь идет «не о погашении мифической задолженности Гуцериева, а о приобретении эффективно работающих активов, имеющих высокую рыночную стоимость».
Кстати, в холдинге заявляли об отсутствии у предприятий Гуцериева колоссальной задолженности в 1 трлн рублей, о которой писал «Forbes», а также какого-либо отношения обязательствам Шишханова. Как мы можем убедиться, дела у миллиардера стали налаживаться и он всячески дистанцируется от истории с банкротством «Бинбанка», хотя в 2017 году входил в совет директоров кредитного учреждения, будучи, по данным РБК, его основателем и акционером. Возможно, Гуцериев ставит перед собой цель не только возвращения ранее потерянных активов, но и приобретение новых, задействуя в этом процессе не только офшоры, но и проверенных топ-менеджеров «Сафмара». В том числе, держащих официальную дистанцию. Таких, как Авет Миракян.
Братья Хотимские делают «ставку» на Комара?
Но семейство Гуцериева может оказаться не единственным источником финансирования сделок «Инсайта»: собственные интересы могут преследовать владельцы «Совкомбанка» братья Сергей и Дмитрий Хотимские, известные своей активностью на рынке слияний и поглощений. В инвестгруппе их представителем может выступать упоминавшийся выше владелец 4% Алексей Комар, с апреля 2020 года занимающий должность гендиректора специализирующего на компьютерных разработках ООО «Универсальные платежные технологии» (ООО «УПТ»).
Новости по теме: Петр Авен и его «бойфренды»
Учредителями «УПТ» выступают зарегистрированная в Армении компания «Идрам» (75%) и бизнесмен Феликс Хачатрян, а до июля 2022 года таковым являлся также «Совкомбанк». «УПТ» – актив весьма сомнительный и, возможно, создавался для вывода финансов: в 2021 году при отсутствии выручки его убытки составили 32 млн рублей. Напомним также, что основным владельцем банка братьев Хотимских является холдинговая компания «Sovco Capital Partners S.а r.l.» (ранее – «Sovco Capital Partners B.V.»). Сначала она была зарегистрирована в Нидерландах, затем в Люксембурге и только в сентябре 2021 года стала резидентом Калининградского специального административного района (САР) на острове Октябрьский.
Но вернемся к Алексею Комару. Ранее он входил в число учредителей «прописанного» в Мурманске и специализирующегося на деятельности в области архитектуры ООО «РОСТР». В 2020 году эта компания была ликвидирована с нулевыми финансовыми показателями. Больше никаких коммерческих структур на Комара официально не регистрировалось, то есть, особыми успехами в бизнесе он не отметился. И, тем не менее, смог выкупить долю в «Инсайте».
Аффилированность с «Совкомбанком» прослеживается и через вышеупомянутого Феликса Хачатряна. Среди оформленныхна него предприятий можно найти еще одну компьютерную фирму – московское ООО «Барт», совладельцем которой до ноября прошлого года был «Совкомбанк». Кроме того, банку принадлежит находящееся сегодня в процессе ликвидации ООО «Барт Интернэшнл», опять-таки занимающееся разработкой компьютерного программного обеспечения. До ноября прошлого года соучредителем этой компании выступал Хачатрян.
Но самый интересный актив бизнесмена – специализирующееся на научных исследованиях и разработках в области естественных и технических наук ООО «Мобильные Платежи». По итогам 2021 года при выручке в 251,6 млн рублей компания задекларировала убытки в размере 75 миллионов. Примечательно, что ранее в числе ее совладельцев фигурировали кипрский офшор «Komana Holdings Limited» и «Lafa Ventures Limited» с Британских Виргинских островов. «Komana Holdings Limited» мы находим среди акционеров «Росевробанка», присоединение которого к «Совкомбанку» произошло в 2018 году, после консолидации Хотимскими 75% этой кредитной организации.
Причина, по которой братья-банкиры вынуждены скрывать свое участие в «Инсайте» может быть та же, что и у Гуцериева: нахождение под западными экономическими санкциями, распространяющимися не только на сам «Совкомбанк», но и на 17 его топ-менеджеров, включая Хотимских. И хотя доля Комара в инвестгруппе несравнима с долей Миракяна, свой процент от прибыли выкупленных активов «Siemens» и «Deere & Company» будет получать каждый из бенефициаров сделок.