Как мелкий чиновник Александр Корчуганов превратил берега озера Манжерок в вотчину
Алтайский посёлок с населением в 1,5 тыс. человек стал местом, где делают большие деньги. Впрочем, далеко не все жители их видят. Местный «мэр» Корчуганов сидит в своём кресле ещё со времён первого срока президента Ельцина.
Кажется, что «золотые» участки уходят в нужные руки, а депутаты манжерокского совета лишних вопросов не задают. А уголовные дела против не чуждых Александру Корчуганову людей странным образом возбуждаются после истечения сроков давности, после чего разваливаются в суде. Бывает же такое?
Новость о том, что Росрыболовство выставило на аукцион 14 алтайских озёр, наделала в регионе немало шума. Водоемы будут предоставлены арендаторам для разведения рыбы на срок 25 лет и явно,что станут недоступны для посещения ввиду «особенностей ведения хозяйственной деятельности». В список вошли по четыре озера в Кош-Агачском, Улаганском и Усть-Канском районах, а также по одному озеру в Чойском и Онгудайском районах.
Возмущает, что об аукционе не были уведомлены ни жители Республики Алтай, ни республиканские и районные власти. Заявки на участие в аукционе принимаются до 26 мая. Понятно, что к этому сроку никто из местных не сможет подготовить необходимый пакет документов», – отмечает в своём телеграм-канале онгудайская газета «Ажуда».Ситуация, конечно, вопиющая, но вряд ли её можно назвать единственной в своём роде.
На Алтае с этим не смерились, но кулуарные решения чиновников о передаче природных зон в пользование частных компаний и физических лиц, явно выбранных заранее, удивления уже не вызывают. Взять хотя бы ситуацию вокруг единственного в регионе тёплого озера Манжерок, окрестности которого называют чуть ли не «Русским Куршевелем». Закрывать его ради разведения рыбы, конечно же не будут. В 2010 году на Манжероке начал работать построенный на деньги Сбербанка курортный комплекс.
С учётом этого, а также на фоне стремительного развития русского туризма, земля в этом районе становится поистине золотой. Местные чиновники понимают это куда лучше других. Готовиться к «туристической лихорадке» они начали заранее. Кое-кому из них пришлось немного понервничать из-за уголовных дел, которые, впрочем, быстро заглохли. Распродажа земли вокруг озера, признанного памятником природы, продолжается полным ходом.
12 мая вступило в силу решение Майминского районного суда республики Алтай, прекратившего в связи с истечением сроков давности уголовное дело в отношении местной чиновницы. Зовут её Галина Позднякова. В администрации Манжерокского сельского поселения женщина с такой фамилией отвечала за вопросы благоустройства, строительства и земельных отношений. Уголовное дело было возбуждено по ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
Насколько можно понять, вопросы правоохранительных органов были связаны с выделением земельных участков напротив озера Манжерокское с последующей их перепродажей в интересах некоего высокопоставленного лица из Горно-Алтайска. Срок давности по 292-й статье составляет 6 лет. Судите сами, как долго могла действовать эта теневая схема… И могла ли она действовать без ведома бессменного главы поселения Александра Корчуганова?
Корчуганову недавно исполнилось 66 лет, Манжерокское сельское поселение он возглавляет с 1991 года. В сентябре, на фоне упомянутого дела , глава выиграл очередные выборы, на которые был выдвинут партией «Единая Россия». Соперницей Александра Корчуганова, явно технической, была Б.К. Самашева. Могли бы, конечно, поставить против «тяжеловеса» кого-то из известных местных депутатов, их в Манжероке целых 11 человек. Но, видимо, такой сценарий мог обернуться ненужным резонансом – о том, как именно зависят от «мэра» члены совета сельского поселения, знает едва ли не каждая собака.
Про депутатов из числа работников местной школы и говорить не надо, но есть и другие – например, Евгения Асанова, родственница ведущего специалиста Манжерокской администрации Натальи Асановой. Или Николай и Иван Поповы – отец и сын, самозанятые сварщики. Александр Корчуганов для них, похоже, не столько чиновник, нуждающийся в надзоре, сколько выгодный заказчик сварочных работ. Но это мелочи, в любом сельском совете найдутся такие связи.
Самым же интересным представителем депутатского корпуса Манжерока следует считать пенсионерку Татьяну Табакаеву. Её сын Максим владеет и руководит компанией «Геокад+» в Горно-Алтайске, которая занимается межевыми работами и плотно взаимодействует с Росреестром. Земля на берегу заповедного озера сулит её обладателям миллионы, а то и десятки миллионов долларов.
Если верить источникам, в октябре прошлого года финансово-хозяйственные отношения между администрацией Корчуганова и рядом поселковых депутатов, всё же привлекли внимание силовиков. Где-то даже звучала возможная сумма «расходов»: 320 тыс. рублей по договорам гражданского-правового характера. По стечению загадочных обстоятельств, развития это дело пока не получило. Получит ли?
Невероятная лояльность депутатов к главе Манжерокского сельского поселения явно приносит свои плоды. В феврале прошлого года муниципалитет провёл открытый аукцион по продаже права на заключение договоров купли-продажи более чем 20 (!) земельных участков для ИЖС. При этом некоторые из участков, насколько можно судить, были сформированы без учёта функциональных территориальных зон, установленных в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки поселения: по документам – рекреационная зона, по факту, получается,будет чья-то частная собственность. Ни у кого из членов совета вопросов не возникло. Впрочем, не возникало их и раньше, причём по куда более острым поводам.
Новости по теме: Земельные активы Межтопэнергобанка могут уйти за копейки
На сайте Манжерокского поселения нам не удалось обнаружить информацию о проведении публичных слушаний по проектам бюджета поселения в 2019, 2020 и 2021 годах. Накануне утверждения бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, слушания были назначены Александром Корчугановым на 11 ноября 2022 года, но соответствующего объявления в районной газете местные жители не припоминают, не видели они его и стендах местной администрации.
Если всё так, то «живучести» манжерокского «мэра» мог бы позавидовать абсолютно любой российский чиновник. 32 года во власти, и ни одного уголовного дела, хотя к другим люди в погонах приходят по куда меньшим поводам. Но в этой истории нет ничего невероятно. Особенно, если учесть, что земельные участки в «Алтайском Куршевеле» могут распределяться не только в личных интересах местного руководителя, но и заинтересованных лиц в администрации района и краевом правительстве.