Кто еще из РАНХиГС готовится к «посадке»
Назначение Алексея Комиссарова ректором РАНХиГС повлияет на перестановки в верхах. Вторая часть большого расследования о ситуации в президентском вузе.
У Комиссарова нет времени на РАНХиГС. Занимаясь одновременно крупным бизнесом, входя в советы ряда крупнейших компаний, являясь еще и генеральным директором АНО «Россия — страна возможностей», ему самому трудно определиться, останется ли у такого занятого руководителя время на крупнейший в России и Европе вуз. Конечно, растущее недовольство Комиссаровым, просачивающееся в публичное поле через комментарии и посты в соцсетях, не остается незамеченным и играет на руку аппаратчикам из Правительства, попадая в нужные уши и донесения.
В этом отношении комментарий президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова насчет Комиссарова не учитывает важных правовых нюансов. Сообщая, что Путин не стал возражать против назначения Комиссарова временным главой вуза, Песков отметил, что «перспективы совмещения Комиссаровым поста ректора и главы программы президентского кадрового резерва «Школа губернаторов» на базе РАНХиГС будут зависеть от него самого. Здесь очень важно, чтобы и то, и другое не сбавляли темпов развития». Вместе с тем, уставом РАНХиГС не разрешается совмещение должности ректора академии с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) в академии или вне ее. Также ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству, что сейчас фактически наблюдается. Быть может, именно это Песков и имел в виду, говоря, что выбор зависит от самого Комиссарова: ему придется выбрать что-то одно. Но готов ли он целиком сосредоточиться на ректорской работе?
В студенческих пабликах уже отшучиваются по поводу щедро раздаваемых Комиссаровым обещаний по налаживанию студенческого быта еще в первые дни назначения. Оценивая работу нового руководителя вуза, студенты приходят в удивление, не понимая, «зачем Бэтмен спасал целый город, когда для статуса супергероя, оказывается, достаточно поставить кулер в общежитии и раструбить об этом по всем углам. Остается дело за малым: продолжить обещать и умело избегать иногородних жителей Кампус-Сити РАНХиГС – бегать от них в еще более скором темпе, чем на пробежках, которые так часто и с таким самолюбованием стримит наш президентский ректор в капюшоне». Впрочем, «достаточно расхожая в чиновничьих кругах формула успеха «обещать и ничего не делать», доведенная до комичного совершенства» – отзываются студенты ВШГУ РАНХиГС.
Интерес к личности Комиссарова в качестве наставника молодых людей (и мозгоправа для их «отсталых» от жизни родителей) резко возрос после одобрительно-восхваляющей демонстрации самим Комиссаровым в соцсети новеньких наколок у его дочерей. К огорчению Комиссарова и команды его имиджмейкеров мировоззрение трудового коллектива совпало со взглядами тех, кто в последние годы и без того все менее охотно оплачивает образовательные услуги, продвигаемые академией под вполне солидными вывесками и лозунгами. Речь, конечно, об «отсталых» родителях студентов, ориентирующихся на другие ценности.
Что касается коллектива. По прошествии почти трети года со дня назначения и.о. ректора, все реже видя начальника на работе, одни подчиненные отмечают в жизни РАНХиГС переход от беспечности и разгильдяйства к маниакальному нарциссизму. Другие задаются риторическим вопросом, на что Комиссаров тратит больше времени – на ежедневное самообожание в соцсетях, путешествия за рулем, штурвалом и прочие перформансы или на решение накопившихся в президентском вузе проблем? На этот вопрос недавно ответил в своем телеграм-канале сам Комиссаров, беззастенчиво отметив, что за прошедшие 4 месяца у него получилось добраться лишь до 2 филиалов из полусотни. Впрочем, все это типично для портрета состоявшегося миллиардера в образовании и науке и пока сложно представить, что он долго провесит на самом видном месте в Президентской академии.
По информации источника Rucriminal.infо, участвуя в проекте Кириенко по смещению Мишустина с поста премьера, беглый экс-ректор остается в игре с крупными картами на руках, и его лишь визуальное выпадение из клуба влиятельнейших либералов ничуть не снижает боевой потенциал.
В действительности Мау ничуть не выпустил академию из своих рук, и новый ректор находится на службе у старого. Из удаленного закулисья, ставшего популярным убежищем еще в советское время, он не просто консультирует, а раздает Комиссарову указания по наиболее сложным и чувствительным для их кремлевского куратора Кириенко вопросам, оставляя Комиссарову полную свободу действий по прочим делам в вузе, которыми новый назначенец со всей очевидностью заниматься не спешит.
С одной стороны, образ продвинутого управленца объединяет в отношении Кириенко симпатии важной части системной и несистемной оппозиции, не только либеральной. С другой – он не вызывает раздражения у самых широких слоев силовиков, нижнего и среднего, в сознании которых Кириенко – это государственник, при котором и благодаря поддержке которого Путин раскрутился на посту главы ФСБ, и который все годы путинского правления остается системным, «своим парнем» на высоких должностях в команде президента – выходца из КГБ (фото Кириенко представляет нового главу ФСБ). Но именно эта политика Кириенко быть «и нашим и вашим» даже в текущей ситуации, а также нелюбовь Серея Владиленовича к людям в погонах еще с тех пор, как они задвинули его за спину Путина во время операции «Преемник» давно создают напряженность в отношениях Кириенко и его команды с аксакалами и прочими старожилами из силового блока. Дают о себе знать и трения с людьми Чемезова и Ко во время работы Кириенко в Росатоме.
Также не осталось незамеченным участие кремлевского чиновника в организации безболезненного катапультирования из России ставших токсичными для Кремля фигур – Дворковича, Чубайса и иже с ним, того же Мау.
Источник Rucriminal.info утверждает, что чекистов особенно напрягает стремление Кириенко монополизировать влияние на общественное мнение в информационной среде: это и втягивание в свою орбиту главного кремлевского куратора СМИ Алексея Громова, и установление особых личных отношений с Дмитрием Песковым. Важным подтверждением этих подозрений стало утверждение его сына, Владимира Кириенко, в 2021 году генеральным директором технологической корпорации VK (бывшей Mail.ru Group), – всё вопреки предупреждающим просьбам Лубянки и ее планам поставить во главе VK подконтрольного ей человека (кандидатуры Чемезова). Поэтому нет ничего удивительного в том, что Кириенко занимает верхние позиции в позитивной общественно-политической репрезентации, значительно обходя Мишустина и любого члена правительства, которые все реже видны в медиапространстве.
Новости по теме: Земельные активы Межтопэнергобанка могут уйти за копейки
Владимир Кириенко
Казалось бы, причем здесь РАНХиГС, да и какое значение может иметь вуз в борьбе на таком уровне политического Олимпа? Ответ на этот вопрос мы получили у одного из наиболее влиятельных в прошлом выпускников академии. По словам собеседника, после поглощения Академией народного хозяйства, во главе с Мау, Российской академии госслужбы, возникла крупнейшая и самая влиятельная научно-образовательная корпорация управленческой элиты, притом не только в госуправлении, но и в бизнес-кругах. Это сотни тысяч студентов и выпускников и самая мощная филиальная сеть, интегрирующая всех полпредов и глав регионов в формате «без галстука». Кроме того, РАНХиГС – единственная кузнеца кадров со статусом «при Президенте Российской Федерации».
Что особенно важно, усилиями Кириенко, негласного куратора академии, президентский вуз превратился в площадку по подготовке армии кадров, лояльных к целевым фигурам, а также местом притяжения сислибов. Стоить лишь вспомнить завсегдатаев Гайдаровского форума – Медведева, Чубайса, Кудрина, самого Кириенко, выпускника РАНХиГС, и т.д. Именно в недрах Академии при Президенте выросли инспирированные Кириенко проекты по масштабной подготовке колонны своих «спящих» приверженцев и их расстановке на различные посты в Москве и регионах.
По мнению источника Rucriminal.infо, администрируемые Алексеем Комиссаровым и широко раскрученные кадровые проекты Кириенко в рамках АНО «Россия – страна возможностей» (Лидеры России и т.д.) – это только верхушка айсберга. Сейчас команда Кириенко разрабатывает новый формат ежегодного мероприятия на базе РАНХиГС с участием оставшихся в стране сислибов и (не)гласно симпатизирующей им прослойке элиты. Масштаб мероприятия должен превзойти пресловутый Гайдаровский форум, канувший в лету с уходом Мау, и сильно добавить очков к имиджу Кириенко. Кроме того, протестное движение в России в 2011–2013 годах обнажило огромный антисистемный потенциал неприкаянной молодежи, за работу с которой Кремль и силовые ведомства принялись с утроенной энергией. В последние годы в этом процессе особая роль отводится как раз Президентской академии. С этим же направлением связан приход в РАНХиГС Алексея Комиссарова в 2017 году.
По инсайдерской информации из ФИРО РАНХиГС, назначение Андрея Полосина, бывшего подчиненного Кириенко, замом Алексея Комиссарова по идеологической работе призвано усилить воздействие на молодежную массу – в самом вузе и особенно в Москве и крупных городах, где у РАНХиГС есть филиалы. Примечательно, что Полосин, так же как и Комиссаров, с переходом на ключевую должность в РАНХиГС продолжит на новом месте заниматься прежними проектами, инспирированными Кириенко. В частности, источник Rucriminal.infо отметил проект «ДНК России», продвигающий в сознании общественности, главном образом учащейся, основы российской государственности в таком ракурсе, при котором ядро этого «ДНК» вполне отчетливо напоминает идеологическую платформу и портрет все того же высокопоставленного кремлевского чиновника.
До активной фазы президентских выборов осталось совсем немного времени, поэтому аппаратная борьба двух влиятельных структур, АП и Правительства, даст о себе знать. С учетом всплывших в ходе расследования подробностей, уже сейчас можно оценить шансы двух лагерей не в пользу Мишустина. Несмотря на усложняющуюся внутриполитическую ситуацию, консолидированная группа сислибов превосходит переориентировавшегося в сторону силовиков премьера Мишустина как по фактическим возможностям в расстановке «своих» фигур, так и в лоббировании нужных им решений.
Назначение Алексея Комиссарова ректором, жестко продавленное АП в Правительстве, так же как и история с заранее защищенной диссертацией Комиссарова в МГУ им. Ломоносова – наглядное тому доказательство.
Не случайно же фигуранты уголовных дел в президентском вузе, как правило, отделываются лишь легким испугом. Они знают, что за ними – надежное прикрытие со стороны администрации Кремля, и как отработать оказанную поддержку знают тоже. Как иронично подметил наш источник в силовом блоке, у задержанных на трапе самолета, в конце концов остается только один вариант – и это снова трап самолета. Свежая история с побегом Владимира Мау в Израиль – идеальная тому иллюстрация. Есть все основания полагать, что арестант Мурылев-Синельников проделает ровно такой же финт.
Потребуются ли в будущем авиабилеты их компаньону Комиссарову, покажет время. Может, и не потребуются: не случайно же он проинформировал Путина, что учится на пилота самолета и научился летать против ветра.
В предыдущем расследовании Rucriminal.infо рассказывалось о том, кого еще задержат в РАНХиГС. В частности, сообщалось о проверке многомиллионных доходов проректоров РАНХиГС Дмитрия Буташина, Дмитрия Арефьева и Максима Назарова, начисляемых ежегодно вне оплаты труда по штатному расписанию. Ожидается, что в скором времени проверки могут привести к очередным задержаниям и уголовным делам в РАНХиГС уже при новом руководстве.