Чем для севастопольского заказника «Байдарский» обернулась инвентаризация земель Михаила Развожаева
Как они оказались застроены частными коттеджами, и что будет дальше?
Село Орлиное в Балаклавском районе Севастополя до 1944 года называлось Байдар. Горный перевал на дороге Ялта-Севастополь, прилегающая местность – Байдарские ворота или просто Байдары. По-тюркски «бай-дере» означает «овраг богача», «богатый овраг» – из-за особенного плодородия здешних земель.
В декабре 2023 года по севастопольским социальным сетям, а потом и СМИ прошла информация: «У севастопольского села Резервного, в границах ООПТ «Государственный ландшафтный заказник Байдарский», обнаружился незаконный коттеджный посёлок». Байдарский заказник – особо охраняемая природная территория в Балаклавском районе города Севастополя. Площадь заказника – 28 тыс га. Интересно, что статус заказника этой территории очевиден и бесспорен, его ей присвоили и Украина (1990), и Россия (2015). Особая территория на этом живописнейшем берегу Крыма гораздо шире – на юге к заказнику примыкают Ялтинский горно-лесной заповедник и заказник «Мыс Айя».
Когда поднялся шум по поводу незаконной стройки на охраняемой природной территории, сотрудники Севстройнадзора, выехав на местность, увидели восемь капитальных строений: одно заглублённое из монолитного бетона, и семь одно- и двухэтажных жилых домов коттеджного типа. Это произошло через два с лишним года после того, как губернатор Михаил Развожаев объявил о наведении порядка и масштабной инвентаризации севастопольских земель.
Ранее все эти восемь земельных участков входили в один участок площадью 3,6 га (кадастровый номер 91:01:033001:166) и принадлежали агрофирме «Красный Октябрь». На день вхождения Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации, то есть на 18.03.2014 года, оно находилось по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, с. Орлиное. В 1998 году земельный участок площадью 1773,7 га был распоряжением председателя Севастопольской городской государственной администрации Виктора Семенова передан в постоянное пользование сельхозпредприятию «Красный Октябрь» для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Украиной выдан соответствующий госакт.
В 2017 году в судах началась борьба за наследство «Красного октября» – земельный участок, ставший бесценным, и пять комплексов гидротехнических сооружений. Боролись киевская агрофирма «Червоний жовтень», правительство города Севастополя и филиал коллективного сельскохозяйственного предприятия «Агрофирма «Красный Октябрь»» в Москве. Филиал был аккредитован в 2018 году, намеревался заниматься арендой и управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом, но реально деятельности не ведет, имеет якобы пятерых сотрудников, руководит им Алексей Володин, связанный с дачными товариществами в Московской и Тверской областях. Киевляне ожидаемо суды проиграли, как и «Красный Октябрь». Победил в арбитражном суде города Севастополя в 2019 году совет Орлиновского муниципального округа, земля и вода остались за ним.
В 2021 году участок сельхозземель в 3,6 га был (кем-то неизвестным, но уполномоченным на это) разделён на 31 обособленный земельный надел примерно по 10 соток, сообщил Севгосстройнадзор.
Надзорное ведомство уточняет: «Разделённая территория представляет собой единую планировочную структуру, характерную для жилой застройки: сформированы проезды, кварталы, выдержаны фасадные линии, обеспечен доступ к каждому земельному участку». За 36 млн рублей, то есть по 1 тыс руб за 1 кв м, участки были проданы через «Авито» (сейчас эта страница недоступна). Продавец себя не называл, того, что участки являются землями сельхозназначения, не скрывал, но бодро обещал: «в данный момент проводятся работы по переводу земель в ИЖС».
Стройнадзор не обязан сообщать широкой публике, с кем нынешние владельцы участков заключали договоры купли-продажи, кому платили деньги. С этим должны разбираться другие компетентные органы. Но, несомненно, продавец имел некие документы с печатями, убедительными не только для неискушенных в таких делах частников-покупателей, но и для специалистов МФЦ. Они эти договоры проработали и, признав законными правоустанавливающие документы, зарегистрировали новые права собственности на недвижимость – земельные участки на особо охраняемой территории. Интересно бы проследить дальнейшую карьеру этих специалистов. Ныне все участки принадлежат физическим лицам, вид их разрешённого использования — по-прежнему сельское хозяйство.
Часть участков расположена в охранной зоне высоковольтной линии электропередачи, в том числе непосредственно под ней. Это тоже нарушение правил. На этой земле не предусмотрено ни ИЖС, ни садоводство, под которое часто маскируется жилая застройка. Капитальные строения на сельхозземлях стоять могут, но только после получения разрешения на строительство. Ни по одному из участков в департамент архитектуры и градостроительства обращений не было — ни за разрешением на строительство, ни за вводом в эксплуатацию. Градостроительные планы земельных участков тоже не подготавливались, уточняет Севгосстройнадзор.
Все свеженарезанные участки расположены в ООПТ, в заказнике «Байдарский». Даже разрешённые там виды строительства возможны только после положительного заключения экологической госэкспертизы. По сведениям Севгосстройнадзора, никакие документы, связанные с этими участками, в ведомство не поступали. Коттеджный поселок, строящийся в заказнике «Байдарский», возводится незаконно и должен быть снесен – такое решение приняла профильная комиссия департамента городского хозяйства Севастополя. Чиновники уверяют: иски о сносе построек поданы в январе текущего года. Разбором ситуации в заказнике теперь займётся Балаклавский районный суд Севастополя.
Но теперь бдительные жители Севастополя разбираются, насколько законно строительство дома по адресу ул. Каспийская, 94, улица Мирная, 14 и соответствуют ли факты проекту…
Ещё статьи по теме:
Распечатать